Тася (anastgal) wrote,
Тася
anastgal

Роса: "Девичья краса — как майская роса"

Роса́ — вид атмосферных осадков, образующихся на поверхности земли, растениях, предметах, крышах зданий, автомобилях и других предметах.
Парашют
«Парашют»
Из-за охлаждения воздуха водяной пар конденсируется на объектах вблизи земли и превращается в капли воды. Это происходит обычно ночью.
маленький мир
«маленький мир»
В пустынных регионах роса является важным источником влаги для растительности. Достаточно сильное охлаждение нижних слоёв воздуха происходит, когда после заката солнца поверхность земли быстро охлаждается посредством теплового излучения.
Поймал!
«Поймал!»
Благоприятными условиями для этого являются чистое небо и покрытие поверхности, легко отдающее тепло, например травяное.
И что я тут вчера после пикника наплёл?
«И что я тут вчера после пикника наплёл?»
Особенно сильное образование росы происходит в тропических регионах, где воздух в приземном слое содержит много водяного пара и благодаря интенсивному ночному тепловому излучению земли существенно охлаждается.
брильянтовая подвеска
«брильянтовая подвеска»
При отрицательных температурах образуется иней.
ПУСТЬ ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ НЕ ПОКИНЕТ БОЛЬШЕ ВАС!
«ПУСТЬ ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ НЕ ПОКИНЕТ БОЛЬШЕ ВАС!»
Температура воздуха ниже которой выпадает роса, называется точкой росы.
Жемчужина
«Жемчужина»
Слово роса происходит от древнего славянского корня, означающего «вода». Этот корень сохранился также в таких словах как орошать, русалка, русло, названии реки Рось, а также согласно одной из версий, в этнониме русские.
Роса на паутинке
«Роса на паутинке»
Источник: ru.wikipedia.org


Роса (II Цар. I, 21) — густой охлажденный пар, осаждающийся вследствие охлаждения каплями на земле и на растениях во время ночи и который так часто бывает в Иудее, что заменял собой присутствие дождей.
Роса на паутине
«Роса на паутине»
Таким образом роса сделалась прекрасной эмблемой духовных благословений Божиих (Втор. XXII, 2), равно как отъятие оной — эмблемой проклятия Божия (II Цар. I, 21). Прор.
хрупкие миры
«хрупкие миры»
Осия говорит от лица Божия: Я буду росою для Израиля (XIV, 6). Она служит также символом благоденствия и благосостояния: так напр. Иов восклицает: и роса ночует на ветвях моих (Иов. XXIX, 19).

Жар и сухость воздуха в Палестине таковы, что если бы не было обильных ночных рос, то земля растрескалась бы и все растения погибли; и росы в ней часто бывают так обильны, что насыщают землю как бы проливной дождь.
Роса на паутинке
«Роса на паутинке»
На то же самое указывают и некоторые места Свящ. Писания, как напр. Суд. VI, 37-40, II Цар. XVII, 12 и др. Псалмопевец в Пс. СХХХII (ст. 3) упоминает в особенности о росе Ермонской, служащей выразительной эмблемой богатых и обильных благословений и духовного общения.
Засахаренное утро
«Засахаренное утро»
По свидетельству путешественника Мондреля и друг., палатки их, когда они расположились на вершинах Фавора и Ермона, совершенно промокли от ночной росы как будто на них в продолжение всей ночи лил сильный дождь.
Утренние бриллианты
«Утренние бриллианты»
Д-р Шо, описывая в своих путешествиях Аравию Петрейскую, говорит: ночная роса совершенно промачивала нас во время ночи почти насквозь, но лишь только всходило солнце и атмосфера нагревалась, туман быстро исчезал и обильная роса покрывавшая пески совершенно улетучивалась.
Ну...за красоту!!!
«Ну...за красоту!!!»
Это быстрое улетучивание росы под могучими лучами раннего солнца указывается Господом для обличения народа иудейского. Что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? говорит Он. Благочестие ваше, как утренний туман и как роса скоро исчезающая (Ос. VI, 4).

Равно прекрасно выражение Свящ. Писания в кн. Песн. Песн. (V, 2): голова моя вся покрыта росою, говорит Таинственный Жених, кудри мои ночною влагою. Росе уподобляется наконец предвечное рождение Господа Иисуса Христа от Бога Отца: из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое, говорит Псалмопевец (Пс. СIХ, 3).
По утренней росе
«По утренней росе»
Источник: slovari.yandex.ru

Магические свойства росы
Хрустальные травинки
«Хрустальные травинки»
Вода в определенные дни (Рождество, Новый год. Сретенье, в Великий четверг и в день Ивана Купалы) вообще у славян считалась сакральной, особенно если она набиралась при соблюдении определенных условий: делать это следовало до восхода солнца, желательно раньше всех («непочатая вода»), при этом запрещалось отливатьэту воду из ведра или зачерпывать вторично; следовало также хранить молчание при перенесении воды в дом.

Почиталась священной и роса, о чем свидетельствуют приведенные В.И.Далемвыражения: «Росою, да через серебро умыться - бела будешь», «Все мы растем под красным солнышком, на Божьей росе», «Без росы итрава не растет» и т. д.
Созидатель
«Созидатель»
В русских говорах зафиксированы употребления слова «роса» «в сочетаниях, связанных с календарными обрядами, приметами и поверьями и выражающих веру в то, что роса обладает чудесной целебной силой (поэтому по ней бегают, валяются, стараются поить коров, лошадей, чтобы сохранить или дать имсилу, красивый вид и т. п.)».

В славянских заговорах в начальной части текста, известной как«чудесное одевание», встречается мотив «умывания росою» (наряду с «утиранием» светом, звездами или зарею), да и вообще росачасто упоминается как субстанция магическая по происхождению или назначению («прибавленная» св. Егорием или «выпущенная» его матерью; собранная Богородицей; она «падает» на яблоню врайском саду; на нее переходят болезни; по ней ходит Богородица и едет Егорий; ею Христос поливает змей; ее «сбивают» три калеки;«слизывает» солнце и т. д.).

Роса, использовавшаяся в лечебных целях, отождествлялась,очевидно, с «живой водой» русских былин и волшебных сказок. Об этом свидетельствует, например, способ «излечения» былинногогероя Михайла Ивановича Потыка: «Михайла Потык сын Ивановичон на четырех костях поплыл во зеленый луг, приплывал он ко сыру дубу. Прилетала птичка райская, садилась на тот на сырой дуб, пелаона песни царские: «Кто в эту пору-времечко помоется росою с этой шелковой травы, тот здрав будет». Михаила Потык сын Ивановичумывался росою с этой шелковой травы: заростились его раночки кровавые, стал он, молодец, здрав по-прежнему».

Посмотреть на Яндекс.Фотках

«Юрьевская» роса
Ладья.
«Ладья.»
Согласно традиционным представлениям, роса появляется на растениях лишь после того, как в Юрьев день земля впервые «растворяется», «раскрывается»; она выходит из земли (или ее выпускает св. Георгий: «Юрий росу спускает») вместе с первой зеленью. По мнению Т.А.Агапкиной, «магическое соприкосновение с этой первой росой становится основной целью ритуальных "хождений в жито"». «Юрьевская» роса в народных представлениях почиталась целебной: «Юрьева роса от сглазу, от семи недугов»; «Катаются по росе»;«Будь здоров, как Юрьева роса!»

В славянской традиции ритуальные обходы полей в Юрьев день повсеместно включали сбор росы, которую впоследствии использовали, в частности, как лекарственное средство; сбор росы был направлен также на «отбирание / увеличение урожая, надоев».

Славянские «ведьмы», известные под разными именами, в Юрьев деньсобирали росу с полей у болгар и у македонцев, у западных славян, в Карпатах и у восточных славян. У последних сбор росы в ночьнакануне Юрьева дня производился «цедилкой (тканью для процеживания молока), куском полотна, подолом юбки, полотенцем, скатертью»; «росу относили в хлев, давали ее выпить корове иликропили ею скот».

Наряду со сбором росы, по всей территории Украины и Белоруссии на Юрьев день встречается катание (кувыркание) по земле (повсходам озими), причем значительная часть юрьевских «хождений в жито» так или иначе связывалась с росой, а иногда отмечаетсяименно «катание по росе».
Нежность
В Белоруссии рано утром в Юрьев деньбыло принято ходить росу «таптаць» или «трусыты». Следует иметь в виду, что вообще один из основных способов «отбиранияурожая» заключается в том, что «ведьма отправляется в поле вскорепосле того, как на посевы легла роса, катается по ним голой», а затем собирает росу и использует ее магическим образом, либопереносит ее в свой амбар.

В то же время у русских «катание по росе» в Юрьев день зафиксировано только в Смоленской губернии:«На Ягорья бабы выходят толпами в поле и катаются раздетые по полю».  По мнению В.К. Соколовой, «здесь возможно белорусское влияние».
Шляпа Бонопарта
«Шляпа Бонопарта»
В отдельных славянских землях мотив отбирания молока припомощи специально собранной росы встречается в верованиях. приуроченных не к Юрьеву дню, а к Страстному Четвергу (Страстной Пятнице): «сбор росы и трав с чужих полей», «волочениеверевки по росе от чужого хлева к своему». Собранной росой «ведьмы кропили или поили свой скот или обмывали своим коровам вымя», а также варили на ней «зелье из собранных трав».

У русских к XIX - началу XX века сохранились лишь отдельныеотголоски купальской обрядности, «ее основные элементы были перенесены на другие праздники». Аналогом дня Ивана Купалы наРуси считается Ярилин день (заговенье перед Петровским постом, 4 июня), отчасти Петров день, но и сам праздник «Иванов день»был известен повсеместно.

Так, например, повсюду в русской народной традиции сохранился обычай купаться под Иванов день, причем канун праздника (день церковной памяти преп. Аграфены «Купальницы», 23 июня ст. ст. — 6 июля нов. ст.) стал сроком, с которого начинали купаться; считалось, что до этого дня вода ещехолодная. Иногда купание заменялось обливанием, но для северно-русских районов, наряду с купанием, обязательным было мытье вбане,30 для чего готовились специальные веники, «в которые вставляли разные цветы и травы, особенно Иван-да-Марью».
Хрустальный замок
«Хрустальный замок»
Как известно, участники восточнославянского купальского обряда, зафиксированного достаточно фрагментарно, плели и одевалина голову венки, украшались растениями; добывали «живой огонь» и разводили костер, пели и плясали вокруг него, попарно перепрыгивали через костер, вдыхая дым брошенных в огонь трав и стараясьне разнимать руки, и, наконец, собирали росу и катались по ней:в праздник Ивана Купалы ходили «под Иванову росу», «росу взимать» («девичий обычай в ночь на Ивана-Купалу собирать росуи ею мыться, чтобы «парни гонялись»). В других местах «день Ивана Купалы назывался еще Ярилы. Обливаются водой, собираютросу (курсив мой. — А. Б.), купаются вместе с лошадьми».

«Иванова роса» в народной традиции считалась целебной: ее использовали,«чтобы прогнать всякую болесть», например, промывали глаза и лечились от угрей и прыщей на лице; в купальскую ночь «собиралив посудину» или в крынки для молока; водили скатертью по росистой траве и затем выжимали ее.

В календарной мифологии купальского цикла также известен мотив «отбирания ведьмами молока» при помощи сбора отождествляемой с молоком росы (ночью в канун Купалы). Б.А. Рыбаков справедливо отмечал: «Множество деталей обряда убеждает в том, что это празднество Купалы былосвязано не только с солнцем, в честь которого зажигались от «живого огня» знаменитые купальские костры, но и с росой, являющейся ежедневным орошением колосящихся в это время хлебов. В купальскую ночь черпают росу, умываются росой и даже таскают смагической целью скатерти по росе».
Пламя мха
«Пламя мха»
Встречаются и прямые свидетельства о купании / катании по«Ивановской росе». Описывая купальский праздник «на Карпатских горах, Судетах и Корнопошах на пространстве нескольких сот верст», И.П. Сахаров замечает о его участниках: «После перепрыгивания через костры огней, купаются в росе», а «литовцо-руссы», поего словам, называют этот день праздником росы («на росу» они и отправляются рано утром в день Ивана Купалы).  Об именованиипраздника Ивана Купалы «росою» в западнорусских губерниях свидетельствует и В.И. Даль; отмечено купание в росе в этот деньтакже у гуцулов41 и в районах контакта восточнославянского и финского населения.
IMG_7283.jpg
В описании купальского обряда в «Стоглаве» (1551 год), согласно списку, известному И.П. Сахарову, прямо говорится: «И егданощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесы омываются росою (курсив мой. — А.Б.)». «Наш народ думает. - писал собиратель, - что перескакивание через огонь избавляет от очарования. В купанье утренней росою они полагают очищение тела и избавление от болезней».
IMG_7396.jpg
«IMG_7396.jpg» на Яндекс.Фотках
Источник: "Роса" А.Г. Бобров, «Катание по росе» как языческое таинство, Традиционные модели в фольклоре, литературе, искусстве, В честь Н.М. Герасимовой. - СПб. - Изд-во "Европейский дом", 2002, с. 45-59, http://www.ec-dejavu.net/d/Dew.html
Солнечная роса
«Солнечная роса»

Капельки на лапке
«Капельки на лапке, лист полыни»

IMG_9058.jpg
«IMG_9058.jpg»







Tags: Природа, Флора, Фотографии, катание по росе, народные обычаи, роса
Subscribe

  • 13 очаровательных фотографий сов в дикой природе

    Оригинал взят у tani_y в 13 очаровательных фотографий сов в дикой природе Совы — одни из наиболее загадочных, мистических,…

  • Какое небо голубое!

    Яркое, ослепительное солнце, выбеливающее даже что давно перестало быть белым, а на небе пугающая ярко лазурная пустота - эдакий громкий аккорд…

  • Измайловские осенние зарисовки

    Измайловский лес огромен. Чего там только нет! Рощи берёзовые, дубовые боры, липняки. Какие-то места вполне ухожены, видны следы недавних посадок,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • 13 очаровательных фотографий сов в дикой природе

    Оригинал взят у tani_y в 13 очаровательных фотографий сов в дикой природе Совы — одни из наиболее загадочных, мистических,…

  • Какое небо голубое!

    Яркое, ослепительное солнце, выбеливающее даже что давно перестало быть белым, а на небе пугающая ярко лазурная пустота - эдакий громкий аккорд…

  • Измайловские осенние зарисовки

    Измайловский лес огромен. Чего там только нет! Рощи берёзовые, дубовые боры, липняки. Какие-то места вполне ухожены, видны следы недавних посадок,…