Тася (anastgal) wrote,
Тася
anastgal

Categories:

Бабушкин коврик на стене... Ах, гобелен, гобелен!

Я тогда слова "гобелен" не знала. Да и какое отношение како-то там французское слово могло иметь к такой привычной, такой родной, мягкой, чуть пахнувшей пылью вещи, которая много-много лет, висела над бабушкиной кроватью на даче? Никакого.
Бабушки давно не стало и редкие встречи наши теперь случаются почему-то только снежными зимами и на расстоянии - когда я вижу вдруг её маленькую фигурку в синей вязанной, пушистой шапочке стремительно идущей по противоположенному тротуару мне навстречу. Я вглядываюсь, я ощущаю на мгновение бешеную радость, перехватывающую дыхание, и отворачиваюсь. Я точно знаю, - стоит ей приблизится - вижу, что это уже не она вовсе.
Зато воспоминания всегда при мне. Даже если захочу - не забуду. Как и того гобелена на стене. Бабушкиного. Почему-то мне кажется, что достался он от людей, владевших дачей до нас. Как и два старых, но крепких плетёных кресла и несколько массивных сундуков.

Неделю назад супруг ездил на дачу моих родителей - помогать отцу делать сток с крыши хозблока. Заодно по моей просьбе нафоткал всё, что увидел вокруг - ведь я на даче не бывала ни разу, а увидеть хочется. В числе многочисленных кадров был и вид моей комнаты, то есть той, в которой я бы жила, если бы смогла выбраться на дачу. Над моей тахтой висит гобелен. Не знаю тот самый или нет, но олени на нём точно такие же - из детства.

Что же такое гобелен?

Гобелен (фр. gobelin) — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шелковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна).

В Брокгаузе и Ефроне гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».

Слово «гобелен» возникло во Франции в XVII веке. В 1662 году во Франции была открыта королевская мануфактура братьев Гобеленов, которая объединила все шпалерные мастерские Парижа. Так возникло первое промышленное производство шпалер. Родоначальник этого семейства, красильщик Жилль Гоббелен, прибыв в царствование французского короля Франциска I из Реймса в Париж, основал неподалеку от этого города, на ручье Бьевр (Biеvre), красильню для шерсти. Его наследники в XVI веке продолжали содержать это заведение и прибавили к нему ковровую ткацкую вроде тех, какими славилась тогда Фландрия.

По представлению великого Кольбера, Людовик XIV купил красильню и ткацкую в казну, наделил их статутом, богатыми материальными средствами и новым зданием и создал, таким образом, «Королевскую гобеленовскую мануфактуру», произведения которой, вследствие своей дороговизны, шли почти исключительно на убранство королевских дворцов и на подарки, и лишь в редких случаях поступали в продажу. Несмотря на значительность расходов, требовавшихся на содержание мануфактуры и не вознаграждавшихся никаким доходом, она продолжала существовать при всех сменявшихся с тех пор правительствах Франции и существует до настоящего времени, как художественное учреждение, составляющее гордость этой страны.
С того времени для обозначения настенных ковров вошло в обиход слово «гобелен». По сути гобелен — то же самое, что шпалера, но первоначально гобеленами называли лишь те ковры, которые были созданы во Франции на королевской мануфактуре братьев Гобеленов. Отличительным знаком таких ковров служит вытканная по углам или в центре у верхнего края королевская лилия — символ королевской мануфактуры.

Первоначально гобелены, тканые безворсовые ковры, назывались шпалерами.
Шпалеры, которые ткали во Франции, в Турени, во второй половине XV — начале XVI веков, называют мильфлёрами. Это слово происходит от французского «de mille fleures», что означает «тысяча цветов».
На индигово-зеленом или красном фоне мильфлеров рассыпано множество растущих или срезанных букетиков, цветов и ягод со всех концов света. Цветочный фон оказался удобным для многих сюжетов: аллегорических, библейских, античных, взятых из средневековой литературы и обычной жизни.
Уровень ткачества мильфлеров очень разный: от примитивных, грубоватых шпалер странствующих ткачей до виртуозно выполненных в специальных мастерских произведений. На французской шпалере изображались аллегорические сюжеты, сцены из сельской жизни и жизни господ, отдельные фигуры юношей и дев, животных и птиц. Происхождение мильфлер связано со старинным французским обычаем украшать стены занавесками с приколотыми к ним живыми цветами.
К мильфлерам можно отнести состоящую из пяти шпалер уникальную серию «Аллегория чувств» (начало 16 века), которая находится в настоящее время в Музее Клюни во Франции. Серия была изготовлена в луарских мастерских, предположительно в провинции Турень. Кроме Франции, шпалеры в такой технике также изготовлялись в Нидерландах.

Шпалеры (нем. Spalier, от итал. spalliera), стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом в технике т. н. репсового уточного переплетения. Рисунок создаётся цветными нитями утка (шерсть, шёлк, иногда металлич. золотые и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную для шпалер рубчатую фактуру. Каждая уточная нить ведётся только в границах своего красочного пятна (техника, известная с античности, так же вытканы коптские ткани). В зависимости от типа станка различаются 2 вида шпалер: готлис — вытканы на станках с вертикальным креплением основы и баслис — на горизонтальных станках. Моделью для шпалеры служит картон — живописный эскиз в размере ковра.
Производство шпалер возникло в Западной Европе в 12-13 вв. Широко применявшиеся в убранстве жилых и парадных помещений средневековые шпалерыпредставляют собой образцы монументально-декоративного искусства [«Анжерский апокалипсис» — 7 огромных ковров, включавших 105 сюжетов, из них сохранилось 77, ок. 1380, мастерская Никола Батайля в Париже по картонам Жана из Брюгге; 6 ковров аллегорической серии «Дама с единорогом», кон. 15 — нач. 16 вв. (Париж, Музей Клюни), относящиеся к типу «мильфлёров» — шпалер с фоном, сплошь затканным кустиками цветов].
Основные центры средневекового шпалерного ткачества — Париж, Аррас, Турне, с конца 15 в. — Брюссель, где в начале 16 в. была исполнена для Ватикана серия «Деяния апостолов» по картонам Рафаэля, в 17 в. — серии шпалер по картонам П. П. Рубенса. С середины 17 в. во Франции были созданы большие шпалерные мануфактуры, руководимые крупными художниками (Королевская мануфактура Гобеленов в Париже, мануфактуры в Бове и Обюссоне). Излюбленные темы шпалер 17-18 вв.- мифология, и исторические сюжеты, аллегории, сцены охоты, пасторали, пейзажи («вердюры»). В 18-19 вв. шпалерное ткачество развивается под знаком полного подчинения станковой картине, что ведёт к утрате достоинств, присущих старой шпалере. Декоративные принципы шпалеры возрождаются в середине 20 в. в творчестве Ж. Люрса и др.

В России производство шпалер началось при Петре I. В 1717 в Петербурге была основана шпалерная мануфактура (существовала до 1859), одна из первых работ которой-«Полтавская баталия» по картону Л. Каравака (Эрмитаж, Ленинград). Расцвет деятельности мануфактуры — 2-я половина 18 — начало 19 вв. В русских шпалерах эпохи классицизма ярко выражено декоративное начало, многие из них были органично связаны с архитектурой интерьеров («Диана» и «Сатурн» из т. н. «Гурьевского гарнитура», 1805-06, музеи в Павловске и Гатчине). Основные собрания шпалер в РФ сосредоточены в Эрмитаже (Санкт-Петербург), в Русском музее (Санкт-Петербург) и в музеях Московского Кремля.

Когда появилась первая шпалера — точно неизвестно. Принцип ткачества был известен ещё в Древнем Египте (фрагменты найдены в египетских захоронениях). Древнейшими сохранившимися до нашего времени шпалерами являются коптские ткани (одежда, ковры).

Таписсерия — древнее искусство. Если вы скажете «гобелен» во Франции, вас просто не поймут, в Европе это искусство называется именно таписсерией. Самые первые сюжеты — библейские. Кстати, на гениальной росписи Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» за спинами у Христа и его учеников — таписсерия.
Сегодня под этим словом понимают как настенный ковер, выполненный в традиционной технике гладкого ручного ткачества, когда нити основы не видны, так и экспериментальный художественный текстиль. Особенно ценятся таписсерии, выполненные из так называемого кипрского золота, в котором обычные льняные нити обвивались золотой или серебряной проволокой. Возникают эффекты, близкие к тем, что характерны для византийских мозаик, где кусочки смальты создают живое мерцание красочной поверхности. И сегодня это вполне возможно сделать, вопрос в цене.

Многие знаменитые художники рисовали эскизы для гобеленов. Например, папа Лев X поручил Рафаэлю изготовить эскиз для серии таписсерий «Деяния апостолов», Питер-Пауль Рубенс выполнял заказ Марии Медичи по оформлению таписсериями ее парижского дворца на тему «История Константина». В ХХ веке многие гобелены выполнены по эскизам Ле Корбюзье, Анри Матисса, Хуана Миро, Жана Люрса и др. И сегодня таписсерии украшает европейские дворцы: недавно по заказу королевы Дании была выполнена серия гобеленов, посвященная тысячелетию датского королевства, «От викингов до наших дней». (Источник)



Возрождённые шедевры от Palmare:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От Furnitura24.ru

`





Современные гобелены от Art-Classic
Архитектура















Животные








































































Мифы, легенды, люди
























Источник

Tags: Гобелены, Дом, Живопись, Искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments