Тася (anastgal) wrote,
Тася
anastgal

Categories:

Дангауэровка

Решила опубликовать.
Скоро всю эту московскую историю в грязь втопчут. Уничтожат. Мнение жителей никого не заинтересовало. Как и всё прочее. Уж больно земля тут у нас дорогая, золотая земля...

Оригинал взят у cocomera в Дангауэровка
Как я уже рассказывала – не так давно попался мне неизвестный доселе топоним «Дангауэровская слобода» или просто – «Дангауэровка». Поискав в сети информацию об этом месте, я заодно открыла для себя удивительный пласт московской градостроительной архитектуры, который до сего момента абсолютно не привлекал моего внимания. Это 20-30 годы прошлого столетия. То, что было ДО «поглотившего Москву» сталинского ампира. Сейчас, конечно, эти постройки выглядят не совсем привлекательно из-за своего часто плачевного состояния и из-за окруживших их домов, выстроенных совсем в другой стилистике. Но если присмотреться, да вдобавок взглянуть на старые фотографии, можно просто восхититься – какие линии! какая лаконичность форм! какие объемы! какое необычное решение привычных деталей (балконы, карнизы, окна, etc)!

20.03 КБ

Попробую немного рассказать вам об этом месте и показать еще парочку старых фотографий, а так же то, что удалось заснять мне на прошлой неделе.



Сейчас на карте Москвы вы не найдете этого топонима. А раньше: литейный завод Дангауэра и Кайзера, улицы Дангауэровсой слободы, Дангауэровские бани, 4-й (Дангауэровский) автобусный парк, трамвайный разворотный круг с названием «Дангауэровская слобода». Но обо всем по порядку…

Дангауэровская слобода возникла в XIX веке как рабочий посёлок при котельном заводе Дангауэра и Кайзера (после революции переименованного в "Котлоаппарат", а с 1931 года "Компрессор"). Завод этот имеет весьма долгую и славную историю: начавшись со слесарной мастерской, основанной немецким предпринимателем Дангауэром в 1869 году, теперь стал одним из крупнейших производителей компрессорного и холодильного оборудования в нашей стране. Нельзя обойти и тот любопытный факт, что в военные годы именно на этом заводе выпускались пусковые установки "Катюша", и именно за это в 1943 году завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

307.42 КБ

Чтобы представить себе, как выглядела эта местность до постройки нового микрорайона прочитайте, что писала газета «Правда» в середине двадцатого века о прошлом района: «…У Горбатого моста, слева от Дангауэровской слободы , ссыльные прощались с женами. По обе стороны дороги стояли заплаканные женщины с узелками в руках. Конвойные гнали партию дальше, и, оглядываясь в последний раз, арестанты видели тоскливое, гнетущее сердце убожество Дангауэровской слободы , ее сгорбленные хибарки, кособокие заборы, непросыхающие лужи и босоногих зачумленных ребят, высыпавших на дорогу. Это прощальное видение города оставалось в душе горьким воспоминанием. Казалось, заодно с женами неутешно горюет каждая улочка московской рабочей окраины, провожая на каторгу своих сынов.
Город недружелюбно поглядывал на окраину, отгородившись от рабочей слободы Старообрядческими, Бобылевскими, Вдовьими переулками, выставив, как заслон, купола церквей и непролазную грязь немощеных тротуаров. Город тяготился своей ненадежной окраиной. Но обойтись без нее нельзя было. В цехах Дангауэра надо же было кому-нибудь гнуть спину. И как бы вымещая свою злобу, свою ненависть к рабочей окраине, купецко-дворянский город оставил ее без уличного освещения, без воды, без мостовых — в грязи и мраке…» Нужно, конечно, сделать скидку на политические реалии времени, когда писалась эта статья, но в общем и целом, думаю, картина не далека от истины.

Старую Дангауэровку перестроили в Москве в числе первых, еще в конце 20-х годы. Здесь возник один из первых в Москве «соцгородков» — «Новые дома» (проект архитекторов А.Н. Фёдорова, И.Г. Бурова, М.Г. Виссинга, И.И. Комарова и др). А в народе так и осталось - "Дангауэровский посёлок" . Это название было практически официальным вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Дом культуры завода Компрессор
311.28 КБ

Застройка посёлка панельно-сборными домами продолжалась и в 1950—70-х гг., что нарушило целостность первоначального ансамбля, решенного в конструктивистском стиле.
Давайте попробуем разглядеть то, что осталось. Секции жилых домов здесь поставлены строго перпендикулярно, образуя симметричные дворы. В одном из них установлена статуя Ленина, фиксирующая планировочный композиционный центр.

239.01 КБ

Кстати, Ленин здесь весьма интересный. Ильич одет по моде 1930-х годов – на нем френч, у кепки квадратный козырек, а на ногах ботинки с тупыми носами

Также стоит обратить внимание на интересное архитектурное решение угловых частей домов. Срезанные под 45 градусов, они украшены треугольными балконами с сильно выступающими карнизами.

269.04 КБ

365.33 КБ

285.86 КБ

310.73 КБ

270.43 КБ

Любопытны и окна – в большинстве своем имеющие горизонтальную ориентацию и форточки в нижней части окна

279.67 КБ

Вот еще несколько фотографий:




А это "Американский дом"



361.18 КБ

Кстати, неплохо было бы узнать почему дом стал называться «Американским»

Интересно и то, что не смотря на многие прошедшие годы парк сохранил свою планировку: центральное ядро – клумба и лучи – дорожки, разбегающиеся по парку (обратите внимание на последнее старое фото)

А названия… Теперь 1-я, 2-я, 3-я, 4-я и 5-я улица Дангауэровской слободы носят название Кабельных улиц с соответствующей нумерацией, Владимирская дорога стала Шоссе энтузиастов, завод Дангауэра и Кайзера называется «Компрессор», в доме культуры завода нынче мебельный магазин «Шатура», в бывших Дангауэровских банях – магазин «Ткани»…

457.35 КБ

Кстати, теперь мне стало абсолютно понятно название близлежащей платформы Казанской ж.д. дороги - «Новая», которое раньше вызывало только недоумение.

Да, кстати, и о трамвайном круге. Это, конечно совсем другая «история», но упомянуть о ней тоже стоит. Двухпутное разворотное кольцо «Проезд Энтузиастов» располагается в крупном транспортном узле востока Москвы - на шоссе Энтузиастов у станции метро "Авиамоторная" и железнодорожной платформы "Новая". Электрический трамвай впервые появился в этом в 1925 году. Здание трамвайной станции - одно из последних уцелевших сооружений такого рода, построенных по единому проекту в 1944-45 годах. Оно вполне заслуживает статуса памятника архитектуры, но вряд ли когда-либо удостоится его.

364.39 КБ

Если кто задумает там прогуляться - вот вам карта (кликабельна)

1. Кварталы жилых домов (обозначены розовым цветом)
2. Завод "Компрессор"
3. Бывший ДК Завода "Компрессор"
4. Бывшие Дангауэровские бани
5. Трамвайный павильон
6. Памятник Ленину

В качестве послесловия.
Конечно, мне кажется жить в этих домах очень тяжело, совсем они не отвечают требованиям современных жилых помещений. Но! Ведь можно их привести в порядок и использовать как-то по другому - ну как художественные мастерские например. Только все это надо сохранить конечно. Ведь, как было сказано в одной статье: "Конструктивизм – первое и единственное архитектурное течение, пришедшее на Запад из России. И не просто пришедшее, а покорившее и Европу, и Америку. С первой трети прошлого века и до наших дней практически вся архитектура Запада несет в себе его черты. И только у нас с конца тридцатых годов авангард был вытеснен со строительных площадок и если находил себе место в тех или иных объектах, то только как отражение уже западных разработок «на тему» и «по мотивам»."... Я соглашаюсь с этим полностью.
Tags: лефортово, москва, реновация, собянин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments