?

Log in

No account? Create an account

<<<<<<<Предыдущий пост | Следующий пост>>>>>>>

Вот если честно - я не верю. Мне кажется, что так быстро сделать из нормальных подростков стадо тупых и оловянных... не может быть делом столь быстрым и лёгким. Или в далёком 67 в Калифорнии все дети были дебилами, или вся эта история - фейк из серии "все американцы - тупы-ы-ы-е!". Нет, сама по себе идея замечательная и пользуясь ею вполне можно создавать секты и прочите тотализированные организации... Я так и не нашла в этой истории "пряников". Что в первую очередь надо сделать с быдлом, чтобы оно стало апологетом античеловеческой идеологии? Правильно - надо дать абсолютную, неопровержимую уверенность в том, что все совершённые быдлом преступления, в том числе убийства, останутся для него (для быдла то есть) не просто безнаказанными, но и будут считаться сделанными во имя ИДЕИ, которая, когда она (идея) победит, принесёт этому самому быдлу такое количество прекрасных няшек, что ни сказке сказать, ни пером описать! Например, 40 девственниц при жизни, чемодан бабла, каждому - остров в океяне и рабы, рабы, рабы... А в том, что описано ниже, ничего такого я так и не увидела. Какими такими благами, каким расширением прав на насилие, какими обещаниями о счастливом будущем привлёк учитель детей? Или я чего-то просто не поняла...

Итак, это абсолютно реальная история, произошедшая в 1967 году в одной из школ Калифорнии.

Во время изучения Второй мировой войны, школьник спросил, как жители Германии могли притворяться, что ничего не знают о лагерях и массовом истреблении людей в их стране.
Так как класс опережал учебную программу, Джонс решил выделить одну неделю и ответить на вопрос с помощью этого эксперимента:

Понедельник

В понедельник он прочел детям лекцию о силе дисциплины. О том, что чувствует спортсмен, который усердно и регулярно тренируется, чтобы добиться успеха в каком-нибудь виде спорта. О том, как много работает балерина или художник, чтобы сделать совершенным каждое движение. О терпении ученого, увлеченного поиском научной идеи.

Джонс велел школьникам сесть в положение «смирно», так как оно лучше способствует учебе. Затем он приказал учащимся несколько раз встать и сесть в новое положение, потом также неоднократно велел выйти из аудитории и бесшумно зайти и занять свои места. Школьникам «игра» понравилась, и они охотно выполняли указания. Джонс велел учащимся отвечать на вопросы четко и живо, и они все с интересом повиновались, даже обычно пассивные ученики.

Вторник

Во вторник учитель вошел в класс и обнаружил, что все молча сидят в положении «смирно». Некоторые из учеников улыбались. Но большинство смотрели прямо перед собой с искренним сосредоточенным выражением, мышцы шеи были напряжены, никаких признаков улыбок, мыслей и даже вопросов.

Джонс объяснил классу силу общности. Он велел учащимся хором скандировать: «Сила — в дисциплине, сила — в общности». Ученики действовали с явным воодушевлением, видя силу своей группы. В конце урока Джонс показал учащимся приветствие, которое те должны были использовать при встрече друг с другом, — поднятую изогнутую правую руку к плечу — и назвал этот жест салютом Третьей волны. В следующие дни ученики регулярно приветствовали друг друга этим жестом.

Среда

В среду Джонс выдал членские билеты всем ученикам. Ни один человек не захотел покинуть аудиторию. Тринадцать учеников ушли с других уроков, чтобы принять участие в эксперименте. Учитель выдал каждому членский билет. На трех билетах он поставил красные крестики и сообщил их получателям, что им дано специальное задание сообщать обо всех, кто не подчиняется правилам класса. Однако на практике добровольным доносительством занялись около 20 человек. Один из учеников, отличавшийся крупным телосложением и малыми способностями к обучению, заявил Джонсу, что будет его телохранителем, и ходил за ним по всей школе.

Три самые успешные ученицы класса, чьи способности в новых условиях оказались не востребованы, сообщили об эксперименте родителям. В результате Джонсу позвонил местный раввин, который удовлетворился ответом, что класс на практике изучает немецкий тип личности. Раввин обещал объяснить все родителям школьниц. Джонс был крайне разочарован отсутствием сопротивления даже со стороны взрослых, директор школы приветствовал его салютом Третьей волны. К концу дня в организацию было принято более двухсот учеников. Многие отнеслись к своему участию в Третьей волне с полной серьезностью. Они требовали от других учеников строгого соблюдения правил и запугивали тех, кто не принимал эксперимент всерьез.

Четверг

К четвергу численность класса возросла до восьмидесяти человек. Джонс говорил о том, что такое гордость. «Гордость — это нечто большее, чем знамена и салюты. Гордость — это то, чего у вас никто не может отнять. Быть гордым — значит знать, что ты лучший... Это чувство нельзя уничтожить...» Он объяснил ученикам, что они — часть общенациональной молодежной программы, чьей задачей являются политические преобразования на благо народа. «Все, что мы до сих пор делали, было подготовкой к настоящему делу. По всей стране преподаватели набирают и тренируют молодежные отряды, которые с помощью дисциплины, общности, гордости и действий могли бы показать нации, что общество может стать лучше. Если мы сможем изменить порядки в этой школе, то мы сможем изменить порядки на фабриках, магазинах, в университетах и во всех других организациях. Вы — избранная группа молодых людей, которые помогут этому делу. Если вы выступите вперед и покажете, чему вы научились за последние четыре дня, мы сможем изменить судьбу нашего народа». Джонс велел четырем конвоирам вывести из аудитории и сопроводить в библиотеку трех девушек, чья лояльность была сомнительна. Затем он рассказал, что в полдень пятницы о Третьей волне по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.

Пятница

В пятницу 200 учеников набились в кабинет. Не было ни одного свободного места. Всюду висели знамена Третьей волны. Ровно в двенадцать часов Джонс закрыл двери и выставил у каждой по часовому. Друзья Джонса изображали фотографов, кружа по аудитории. «Перед тем как включить национальную пресс-конференцию, которая начнется через пять минут, я хочу продемонстрировать прессе, как мы подготовлены». С этими словами учитель отдал салют. В ответ сразу же автоматически взметнулось двести рук. Тогда он произнес девиз «Сила — в дисциплине». Его повторил многоголосый хор. Девиз произносили снова и снова. С каждым разом отклик толпы становился все громче. В пять минут первого Джонс включил телевизор, но на экране ничего не появилось.

Тогда он обратился к ученикам:

— Слушайте внимательно. Нет никакого вождя! Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием «Третья волна». Вами манипулировали, вас подталкивали ваши собственные амбиции, и вы оказались в том положении, в каком находитесь сейчас. Вы ничем не лучше и не хуже тех немцев, которых мы изучали. Вы думали, что вы — избранные, что вы лучше тех, кого нет в этой комнате. Вы продали свою свободу за удобства, которые дают дисциплина и превосходство. Вы решили отказаться от своих собственных убеждений и принять волю группы и большую ложь.

После этого Джонс показал ученикам фильм о нацистской Германии. С ее дисциплиной, парадами и факельными шествиями. И чем все это закончилось.

Итог

Потом Джонс подвел итог: «Если нам удалось полностью воспроизвести немецкий менталитет, то ни один из вас никогда не признается, что был на последнем сборе Третьей волны. Так же как немцам, вам будет трудно признаться самим себе, что вы зашли настолько далеко». Школьники расходились в подавленном состоянии, многие не могли сдержать слез.



Записи из этого журнала по тегу «Образование»

Комментарии

( 23 комментария — Оставить комментарий )
shaarila
30 апр, 2015 12:03 (UTC)
наверное, это изначально были самые дисциплинированные ученики
бОльшая половина моих бывших одноклассников с радостью бы забила на эти занятия
nastashdmaa
30 апр, 2015 12:11 (UTC)
читала это.
Проблема в том, что мы так и не знаем, что такое фашизм. И часто это подменяется внешними атрибутами. Строем ходить? Руками махать? Дисциплина? Коллективизм?
Почти все, что описано в статье, мы все пережили вы нашем пионерском детстве.
anastgal
30 апр, 2015 12:16 (UTC)
ну не совсем... эээ... вот про стукачество на одноклассников - я про это только в книжках читала и в кино видела - на деле, стукачей очень презирали и никто добровольно не спешил стучать... или я идеализирую своих одноклассников?.. ((
и про жёсткую дисциплину - сомневаюсь, чтобы мы вот прям так, уверена, что с нами бы это не прошло. были ведь учителя, которые пытались - не вышло.
в общем, ИМХО, конечно, но вряд ли бы кому то удалось сделать из нас секту всего за неделю...
nastashdmaa
30 апр, 2015 12:44 (UTC)
Из нас с октябрятских времен пытались сделать что-то похожее - но поскольку давили давно, то выработался уже иммунитет. У нас бы как на дураков бы посмотрели на тех, кто бы искренне в это поверил и начал с горящими глазами строем ходить:)
У нас скорее карьеристы ходили, - которые знали, что по комсомольской линии пойдут. а в приватных беседах выяснялось, что у них такая же фига в кармане, как у всех.

В-общем, вызывает много вопросов эта статья. Или американские дети изголодались по дисциплине и очень обрадовались, что ими стали руководить, они кому-то интересны...
Или текст художественный, очень сильно "по мотивам". Цель - напугать читателя. Дети за неделю стали ходить строем! Это же фашизм!
faradin_corrino
30 апр, 2015 12:43 (UTC)
Насколько я помню эту историю, вся фишка именно в том что речь идет не о быдле. А о смещении диапазона допустимого у совершенно нормального и адекватного, даже можно сказать образованного человека. Шаг за шагом, по принципу вареной лягушки.
anastgal
9 май, 2015 09:59 (UTC)
видимо, так. и всё-таки... всего за неделю... не укладывается в голове такой поворот событий...
faradin_corrino
9 май, 2015 19:25 (UTC)
Тут стоит конечно сделать поправку на ситуацию "учитель-ученики", и все таки дети. Тем не менее, принципы по моему остаются работающими и для взрослых, только требуются иные средства передачи - скажем, СМИ. Им в целом тоже доверяют, как и учителю.
Неприятное наблюдение. И увы, противопоставить ему особенно нечего.
denis_chekalov
30 апр, 2015 13:29 (UTC)
Я вот тоже считаю, что этот эксперимент обычная ерунда, какой, к сожалению, славится американская психология. Похоже на фильм «Философы», где тоже было много претензий на глубину, а на самом деле чушь. Да и зачем изобретать велосипед, у Фромма есть классическая статья о том, как вырастает психология фашизма. Она небольшая, все по пунктам разложено, и сразу становится ясно, насколько этот Джонс был далек от реальности.
faradin_corrino
9 май, 2015 19:32 (UTC)
Идеи фашизма - это всего лишь частность. Речь в эксперименте ведь шла о собственно механизме, простой в общем-то психологии - и механизм сей можно использовать для чего угодно. Угодно устроить сексуальную революцию (как раз изобретены гормональные контрацептивы, но увы - в жестком протестантском обществе для них нет большого сбыта)? Не вопрос, пожалуйста! Выстроить общество потребления для того чтобы люди чаще покупали? Сделаем желанной частную смену вещей через гонку за модой.
И все это, по сути - именно через смещение иллюзорных установок о том что достойно а что нет, что хорошо а что не очень - после определенного количественного порога ("все так делают!") уже и внушать ничего не надо.
(Удалённый комментарий)
anastgal
9 май, 2015 10:00 (UTC)
Здравствуйте! Добро пожаловать!
markradz
30 апр, 2015 21:08 (UTC)
Здравствуй! Мне очень нравится твой блог.
anastgal
9 май, 2015 10:01 (UTC)
))) очень приятно слышать комплименты. )) добро пожаловать!
enter_the_ninja
30 апр, 2015 21:13 (UTC)
Хорошей вам недели!
anastgal
9 май, 2015 10:01 (UTC)
большое спасибо!
yasinskaya_svet
1 май, 2015 11:55 (UTC)
Книжка (простенькая) об этом случае написана. Я дарила её когда-то ученикам.
anastgal
9 май, 2015 10:03 (UTC)
ох. вот выйду на пенсию и буду читать! чувствую, что много уже пропустила...
manul_gray
6 май, 2015 15:03 (UTC)
Ерунда.
Нацизм - не в дисциплине. Не в желании стать лучше. Не в желании быть ячейкой общества.
Нацизм не в словах "я стану лучше". Нацизм в словах "я стану лучше ЗА СЧЁТ СОСЕДА". И в словах "ты лучше ПОТОМУ ЧТО РОЖДЁН (нацию, цвет кожи, прочее - вставить), а они хуже ПОТОМУ ЧТО (тоже вставить то, что дано от рождения)".
А тут учеников тренировали как солдат. Но не как нацистов. Нацизм был только в том, что началась "чистка от ненадёжных". Ну и в стукачестве, конечно.

Edited at 2015-05-06 15:04 (UTC)
anastgal
6 май, 2015 19:24 (UTC)
вот и мне показалось, что вся эта теория вилами по воде писана...
manul_gray
6 май, 2015 19:43 (UTC)
Да мне вообще история кажется слабореальной.
Усадить за парты по стойке "смирно" школьников? Нереально. Или ещё реактивные, или "своё мнение имеют".
anastgal
9 май, 2015 09:58 (UTC)
вот-вот. очередной миф.
(Анонимно)
9 май, 2015 09:37 (UTC)
Как воспитать нациста - инструкция
https://www.youtube.com/watch?v=Psp3dGDGNgk - фильм об эксперименте
anastgal
9 май, 2015 10:03 (UTC)
Re: Как воспитать нациста - инструкция
спасибо!
( 23 комментария — Оставить комментарий )

Полезности







Чтоб мы так жили!
Блог обо всём на свете!


добавить на Яндекс

-------
Follow anastgal on Twitter






В ПОМОЩЬ
Помощь блогеру

Галерея фонов, рамки и клипарт на сайте Lenagold


МОЁ ЛИТНАСЛЕДИЕ





СТАТИСТИКА
Анализ сайта Яндекс цитирования





cy-pr.com - сервис проверки доменов



Карта Блоггеров


Генератор дизайнов для ЖЖ

Метки

Разработано LiveJournal.com