Тася (anastgal) wrote,
Тася
anastgal

Category:

Исчезнувший мир деревянных синагог

И я теперь вижу где лежат корни, так называемого (мною) "английского" литературного стиля, когда в каждом следующем кусочке стихотворения повторяются все предыдущие. :)))

Оригинал взят у dona_anna в Исчезнувший мир деревянных синагог.

В Тель-Авивском художественном музее проходит сейчас совершенно удивительная выставка, о которой даже я, совершенно не склонная к восторгам и оханьям, просто и откровенно могу сказать: все, кто может, всё бросьте и бегите! Она закроется уже 18.10 и из-за операции в Газе была очень мало освещена в СМИ.
На выставке представлены: фотографии и акварельные планы синагог Галиции, сделанные в 1910-1913 гг., и выставлявшиеся последний раз в 1941г., знаменитые иллюстрации Эль Лисицкого к пасхальной песенке "Один козленок" ("Хад Гадья"), тоже лежащие в запасниках музея много лет, и кроме того, работы Фрэнка Стеллы и Владимира Татлина.

На этой выставке все необыкновенно интересно, начиная с истории самой выставки и я уж не говорю о тех работах которые можно увидеть на ней.

Это тот самый Тель-Авивский художественный музей, который регулярно пугает не радует меня своими выставками современного искусства, создавался Меиром Дизенгофом, и сейчас в это трудно поверить, как музей еврейского искусства, где экспозиция музея будет объединена танахическими и еврейскими мотивами (!!!!). Именно благодаря этому, музею в 1937 году было передано собрание фотографий деревянных синагог Восточной Европы, в основном 17-18 века. Кроме того, на фотографиях и есть внутреннее убранство синагог. Также акварельные планы и чертежи синагог. Все было сфотографировано и собрано молодым венским архитектором Алоизом Брёйером (1888-1948), в 1910-1913гг. во время его этнографическо-археологических экспедиций с еврейским австрийским художником Иссидором Кауфманом, в основном в Галиции. И все эти потрясающие свидетельства исчезнувшего еврейского мира Восточной Европы лежали с 1941 года в запасниках Тель-Авивского музея, который уже давно сменил свою ориентацию забыл, ради чего его создал Дизенгоф, и вел себя все эти годы как собака на сене. Хотя, конечно, в музее бывают и хорошие выставки, да и постоянная экспозиция на данный момент вполне себе хороша. Еще 10 лет назад куратор этой выставки Бат-Шева Гольдман-Ида хотела заново показать фотографии деревянных синагог, который все были полностью разрушены во время Второй Мировой войны. Идея была принята, но с одним условием: найти концепцию, контекст, связь этих фотографий с современным искусством. Бат-Шева оказалась необыкновенно творческим человеком и собрала на одной выставке фотографии и чертежи синагог, работы Эль Лисицкого на еврейские темы, работы Фрэнка Стеллы, вдохновленные этими работами Лисицкого, композиции Фрэнка Стеллы на тему синагог. Оказалось, что же Стелла, много лет много лет интересовавшийся и изучавший русский авангард, неоднократно говорил, что архитектура этих исчезнувших восточно-европейских синагог напоминает ему абстрактную живопись, кубизм и, в частности, конструктивистские работы Татлина. Вот и Татлин получил место на выставки... Что тут сказать, нам повезло дорогие товарищи господа!
Начнем с синагог 17-18вв.. Пусть никого не удивляет, что они не выглядят снаружи шикарно и не бросаются в глаза своим блеском и роскошью. Построены они, как было принято в те времена, в том же стиле, что окружающие дома. И денег особо не было и вести евреям надо было себя скромно, не выпячиваться, ведь чуть что - погром.

"Мы были шайкой учеников из хедера, уже не изучавших Талмуд, но вскормленных на его анализе. Мы едва научившись держать в руках карандаши и кисти, тут же принялись анатомировать не только окружающий мир, но и самих себя. Кто же мы такие? Какое место мы занимаем среди других народов? И что такое наша культура? И каким должно быть наше искусство? Оно уже было создано в местечках Литвы, Белоруссии и Украины и оттуда докатилось до Парижа, но всего лишь его завершение, а не начало, как мы тогда думали (...)"
Эль Лисицкий, «О Могилёвской синагоге», журнал «Милгройм» (идиш, Гранат) 1923г., Берлин.
















Глядя на церкви по соседству, евреи тоже хотели иметь купола в своих синагогах. На планах синагог мы можем это увидеть.








Вот фотография такого купола изнутри.

Если черно-белые фотографии дают еще хоть какое-то представление, о том, как выглядели синагоги снаружи, то как они выглядели внутри, представить сложнее. И фотографий меньше и цветные расписные стены черно-белые фотографии плохо передают.
Поэтому, опять предоставим слово Эль Лисицкому, который в 1916г. участвовал в этнографических поездках по ряду городов и местечек белорусского Поднепровья и Литвы и видел аналогичные синагоги. Об этом он написал в выше упомянутой статье:

"В один летний день отправился я в путь, "пошел в народ". (...)
...Возможно так выглядит ребенок, пробудившийся от сна в своей колыбели, завернутый в шарф, на котором сидят бабочки и солнечные мухи и теплые лучи льют на него свой блеск. Стены построенные из дерева, досок. Дуб, издающий звук при стуке по нему. (...) Все внутри синагоги расписное, начиная со спинок скамеек, стоящих вдоль стен до самого купола. (...) И не физиономия ли раввина голова льва в изображении знаков зодиака в могилевской синагоге?
На стенах - скрижали и надписи, священные сосуда Храма Соломона, украшения и разнообразные животные. Разнообразие форм у этого художника - неиссякающий источник. (...) Цвет рисунков - цвет оникса, с румяным и белым блеском. Но он совсем не попадается на глаза. Он живет и трепещет в пространстве благодаря его особому свету. (...) Мазок при всей своей прозрачности очень густой, краски многочисленны: охра, свинцовая белая, киноварь, медно-зеленый, минимум холодных оттенков, зеленый травянистый и голубой. (...)"










Обратите внимание на знаки зодиака. Знаки Зодиака пришли в Эрец-Исраэль из Персии, мы их видим в древних синагогах в Ципори и в Бейт-Альфа, а затем они перебрались вместе с евреями в Восточную Европу. Так что это уже вполне себе еврейская традиция, кто бы что не говорил:)






Бима (возвышение с которого читают Тору) - один из важнейших элементов синагоги. И в деревянных синагогах они были красивые, резные, расписные.














Скромный умывальник.

Сам Лисицкий во время своей поездки по синагогам делал зарисовки внутреннего оформления.


Обратите внимание, не яблоко во рту у змея, а я бы сказала, что этрог или лимон:)






Витебская синагога, как увидел ее Эль Лисицкий.

Знаменитые иллюстрации Эль Лисицкого к пасхальной песенке «Один козленок» ("Хад Гадья"). Чудесные образы создает Лисицкий, и традиционные и новаторские одновременно. Как они логично "вытекают" из внутреннего оформления синагог... Песенка написана и традиционно поется на арамейском, но есть ее перевод на разные языки. Я поставила перевод на русский, чтобы было понятно:) Многочисленные герои песни символизируют врагов Израиля, которые к концу песни обязательно погибнут.

Это обложка книжки.


Отец мне козлика купил, Две целых зузы заплатил. Козлик, козлик.


Недолго жил козлёнок мой, Загрыз его котище злой. Отец мне сам его купил, Две целых зузы заплатил. Козлик, козлик.


Почуяв кровь, пес прибежал, Кота-убийцу растерзал, Который козлика задрал. Отец мне сам его купил.


Дубинка, не спросив, кто прав, Свершила суд, пса наказав, За то, что на кота насел, Который козлика заел. Отец мне сам его купил.


Огонь дотла дубинку сжёг, Свалившую ту псину с ног, за то, что на кота насел, который козлика заел. Отец мне сам его купил.


Журча, ворча, ручей притёк, Залил водой наш огонёк, Тот самый, что дубинку сжёг, Свалившую ту псину с ног, За то, что на кота насел, Который козлика заел. Отец мне сам его купил.


Пришёл вол, выпил ручеёк, Гасивший яркий огонёк, Тот самый, что дубинку сжёг, Свалившую ту псину с ног, За то, что на кота насел, Который козлика заел. Отец мне сам его купил.


Мясник ножу вола обрёк, Который выпил ручеёк, Гасивший яркий огонёк, Тот самый, что дубинку сжёг, Свалившую ту псину с ног, За то, что на кота насел, Который козлика заел. Отец мне сам его купил.


Подкралась смерть исподтишка, Свела в могилу мясника, Что на убой вола обрёк, Который выпил ручеёк, Гасивший яркий огонёк, Тот самый, что дубинку сжёг, Свалившую ту псину с ног, За то, что на кота насел, Который козлика заел. Отец мне сам его купил.


Отнимет Бог у смерти меч, Спешивший мясника упечь, Что на убой вола обрёк, Который выпил ручеёк, Гасивший яркий огонёк, Тот самый, что дубинку сжёг, Свалившую ту псину с ног, За то, что на кота насел, Который козлика заел. Отец мне сам его купил.


Это работы американского художника-авангардиста Фрэнка Стеллы. Это его иллюстрации к "Хад Гадья" по мотивам иллюстраций Эль Лисицкого.


Работы Владимира Татлина, тоже редко экспонируемые.


Подробный рассказ о выставке Маши Хинич
Фотографии деревянных синагог, а также Алоиз Брёйер, Эль Лисицкий и Фрэнк Стелла
Выставка "Алоиз Брёйер/Эль Лисцикй/Фрэнк Стелла. Деревянные синагоги" (куратор – Бат-Шева Гольдман-Ида) продлится до 18 октября.
Сайт Тель-Авивского музея – http://www.tamuseum.com
Часы работы: воскресенье – закрыто, понедельник, среда, суббота - с 10.00 до 18.00; вторник, четверг - с 10.00 до 21.00, пятница - с 10.00 до 14.00.
Инфа: http://www.jewish-museum.ru/ru/blog/201-tsikl-evrei-v-avangarde http://family.booknik.ru/articles/evreyskie-traditsii/chem-otlichaetsya-eta-noch-ot-vsekh-drugikh/ This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/
Tags: Живопись, израиль, история
Subscribe

  • 13 очаровательных фотографий сов в дикой природе

    Оригинал взят у tani_y в 13 очаровательных фотографий сов в дикой природе Совы — одни из наиболее загадочных, мистических,…

  • Какое небо голубое!

    Яркое, ослепительное солнце, выбеливающее даже что давно перестало быть белым, а на небе пугающая ярко лазурная пустота - эдакий громкий аккорд…

  • Измайловские осенние зарисовки

    Измайловский лес огромен. Чего там только нет! Рощи берёзовые, дубовые боры, липняки. Какие-то места вполне ухожены, видны следы недавних посадок,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments