Тася (anastgal) wrote,
Тася
anastgal

Category:

Кто придумал ноты и почему они так называются

Может быть, многие и знают это, но для меня стало открытием. Материал собран по наводке maarbolet, спасибо ей большое.

           Некогда, на рубеже X-XI веков жил бенедиктинский монах по имени Гвидо Аретинский (итал. Guido d'Arezzo, лат. Guido Aretinus) (ок. 990, Ареццо — ок. 1050) , который благодаря изобретению нотной грамоты стал самым первым и самым знаменитым итальянский теоретиком музыки в эпоху Средних веков.
         В монастыре небольшого итальянского городка Ареццо, он обучал церковным песнопениям певчих своего хора. В те времена еще не было системы записи музыкальных знаков, из-за чего занятие его было очень трудоемким и кропотливым – ведь обучать каждого ученика приходилось по отдельности. К тому же, псалмов в католической мессе великое множество, поэтому неудивительно, что на доскональное изучение всех песнопений только одному певчему требовалось почти 10 лет.
           Занятия проходили каждый день и начинались с распевки. Распевкой служил "гимн святому Иоанну". Теперь его можно назвать самой важной песней в истории музыки, потому что именно этот гимн положил начало нотам. А дело было так...
           Каждую следующую строчку гимна мальчики должны были петь немного выше предыдущей. Мальчики забывали текст, иногда фальшивили, и Гвидо сам пропевал первый слог каждой строчки на нужной высоте. Для того, чтобы помочь своим ученикам запоминать мелодию и ускорить процесс обучения, Гвидо решил записать высоту звуков на бумаге, дав каждому звуку название, чтобы мальчики могли "читать" музыку с листа.

          Он разместил первые слоги каждой строчки первого куплета гимна на четырех линеечках, в виде квадратных значков. Четыре линейки использовались как ступеньки, а на них, как на лесенке, располагались квадратные значки-ноты, каждая из которых соответствовала звуку. Вначале, Гвидо использовал красные, черные и желтые линеечки для размещения нот. Он создал для детей понятный и наглядный музыкальный алфавит.
ноты      
Позже линеечки перестали рисовать цветными, все они стали черными, ноты из квадратных превратились в круглые, а линеечек стало пять. Скорее всего, когда начали писать ноты вручную быстрее и удобнее было нарисовать кружочки, чем квадратики.

UTqueant laxis (чтобы слуги твои) - ут (до)
REsonare fibris (голосами своими) - ре
MIra gestorum (смогли воспеть) - ми
FAmuli tuorum, (чудные деяния твои) - фа
SOLve polluti (очисти грех) - соль
LAbii reatum, (с наших опороченных уст) - ля
Sancte Ioannes. (Святой Иоанн) - си

           Ut, re, mi, fa, sol, la, si – звучали музыкальные ноты вплоть до XVI века, когда первую, закрытую и неудобную для пения ноту «ut» заменили на привычную нам – «Do». Взяли ее из латинского слова Dominus, т.е. Господь.
          Вот так, благодаря монаху Гвидо, на свете появились музыкальные ноты на нотном стане, помогая всем желающим с легкостью и удовольствием изучать музыкальную грамоту.
Замена старой системы нотации на новую помогла сократить срок обучения певчих с десяти до двух лет.
          В честь д’Ареццо назван кратер на Меркурии.

Источники: http://muzicforchildren.blogspot.ru/2010/11/blog-post_04.html, http://ololo.fm/artist/biography/Guido+d%27Arezzo, ru.wikipedia.org
Tags: Музыка, Религия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments