Тася (anastgal) wrote,
Тася
anastgal

"Pap`occhio" ( 1980)

Оригинал взят у anna_rulevskaya в "Pap'occhio" (1980)

История о том, как итальянские звезды 32 года назад поглумились над церковью и верой, и что из этого вышло.

Дело было в Италии 32 года назад. В 1980-м, когда в СССР была Олимпиада, вышел на экраны фильм “Pap’occhio”, название которого трудно перевести на русский. С одной стороны – вроде бы неуважительное обращение к Папе Римскому, что-то вроде «Папаша», с другой – намек на Его Святейшества глаз. Телевизионный глаз.
Краткий сюжет: новоизбранный прогрессивный Папа Римский, в котором безошибочно опознается Иоанн Павел, игнорируя протесты кардиналов, решает запустить «Ватикан-ТВ», и для работы над проектом приглашает команду раскрученных телевизионных звезд во главе с Ренцо Арборе. Если бы стояла задача адаптировать эту историю к нашей действительности, то она бы выглядела так: Патриарх, желающий популяризировать христианские ценности с помощью современных медиатехнологий, нанимает для создания рейтингового телешоу.

Арборе, играющий сам себя, притаскивает с собой в Ватикан тщательно подобранную комманду (в составе которой, на минуточку, - молодые Изабелла Росселини, Роберто Бениньи и даже Мартин Скорсезе) и от всей души развретывает там настоящий шоу-бизнес. Устраивает прослушивания длинноногим девушкам, которые в ответ на «как тебя зовут, малышка?» очаровательно хлопают ресницами и говорят: «Не поняла вопроса».
Переделывает популярные итальянские песни на сугубо католический манер (вместо челентановской “Buonasera” репетирует вариант “Buonasera suorina” (– монахиня). Ставит оригинальные музыкальные номера на темы смертных грехов. Ну и так далее.

Но это еще не все. Находясь в Ватикане, группа музыкантов и актеров периодически попадает в ситуации, пародирующие евангельские. То соберуться за столом в композиции Тайной Вечери, то кто-то кого-то заложит за 30 телефонных жетонов. Для продвинутых зрителей в фильме имеется еще один пласт, представляющий собой цитаты из самых известных религиозных фильмов в истории кино.

“Pap`occhio” вышел на экраны и через 3 недели был запрещен к показу. Инициировал этот процесс прокурор Бартоломеи из города Аквила, заявивший, что картина «глумится над католической верой и лично над его святейшеством Папой»...  "Papo`cchio" исчез из проката, но продолжал продаваться на видеокассетах.
Итак, это было в 1980-м. Еще не рухнул «железный занавес», еще Горбачев не был принят в Ватикане, еще не стрелял в Папу Иоанна Павла II, Али Агджа, еще не входил Папа в мечеть и синагогу...

В 1998-м, через 18 лет после запрета, фильм Арборе был полностью реабилитирован и вторично выпущен в прокат. А сейчас, 32 года спустя, считается невероятно смешным, ироничным, тонким, изысканным, трогательным, и ни в коей мере не антикатолическим. Opus Dei вообще признал "Pap`occhio" художественным произведением, имеющим несомненное апостольское значение». Прекрасная нежная шутка, исполненная глубинного смысла, шутка, которой католики пошутили сами над собой, прекрасный семейный розыгрыш... А ведь еще в 1980-м создатели фильма пытались безуспешно доказать, что не имели в виду ничего плохого, когда давали показания на слушаниях по делу о запрете.


Историки кино раскопали глубокий смысл в некоторых сценах. Например та, в которой Бениньи реставрирует фреску Микеланджело и произносит воображаемый диалог между Иисусом и Марксом, теперь считается предсказанием краха коммунистической системы. Неаполитанский хор, исполняющий Azzuro, не открывая рта, чем не блестящая метафора, иллюстрирующая проблему свободы слова? А Мартин Скорсезе, руководящий съемками первого выпуска "Ватикан-ТВ", тот самый Скорсезе, который через 7 лет снимет «Последнее искушение», из-за которого люди станут поджигать кинотеатры? Каково?

Кстати, когда в 1997-м телеканал Ватикана заработал в реальности, его главрежем стал Пупи Авати, человек помогавший Пазолини писать сценарий к "120 дням Содома"...

Я смотрела “Pap`occhio« на видео в 1992-м. Одна сцена запала в память. Уже тогда я думала – где же тут кощунство глумление? А сейчас, по-моему, время сделало образ Папы еще более обаятельным.

Увы, отрывки из фильма существуют только по-итальянски. Поэтому объясню суть сцены. К Папе пришел учитель итальянского и ругается: Папа занимается плохо, к занятиям не готовится, завтрашнюю речь не выучил... В общем безобразие! И глаголы опять спрягает неправильно. Вот например глагол «верить». Как мы проспрягаем его? Я - верю, ты – веришь, он – верит, мы – верим, вы – верите, они... «Поверят!» - радостно выкрикивает Папа, делая ошибку.

Вот так как-то. В шутке глубокий смысл, в грамматической ошибке – правда.
А никаких параллелей я не провожу. Сами проводите, если хочется. :)
Ну и вот еще кусочек с участием Скорсезе.
Tags: Интересно, Кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments