Тася (anastgal) wrote,
Тася
anastgal

Categories:

Они сыграли Иисуса

Оригинал взят у anna_rulevskaya в Они сыграли Иисуса

Широко известна сомнительная поговорка о том, что не бывает маленьких ролей, а бывают маленькие актеры.
Есть однако одна роль настолько значимая, что она не может не вызвать трепета и сомнения даже у самой супер-дупер-мега-кинозвезды. Это роль Иисуса. Поэтому, например, Ричард Бертон и Роберт де Ниро в свое время от нее отказались. Но некоторые актеры все-таки осмелились. А некоторые только благодаря ей и вошли в историю кино.

Либеральный мистик (хорошее выражение я придумала, да?) безусловно понимает, что в случае фильма на евангельскую тему интерес представляет не только результат, но и процесс. Я всегда обожала наблюдать съемку со стороны, потому что это всегда в некотором роде "воскрешение" момента. Вымышленного или реального. Актеры собираются, переодеваются, гримируются и старательно делают вид, что они - совсем другие люди. Камера все фиксирует, но это уже дело десятое.

Режиссеры с самого начала чувствовали важность процесса съемок. Генри Уорнер, игравший Иисуса в фильме Сесиля де Милля "Царь Царей" ( 1927 год), подписывал контракт, согласно которому не имел права совершать какие-либо публичные действия, бросающие тень на его персонаж. В список этих действий вошла даже игра в теннис. На съемки Уорнера, уже одетого и загримрованного, доставляли в автомобиле с непрозрачными стеклами, а потом, прикрыв тряпочкой, вели в павильон. Похоже все это он переносил не слишком хорошо, так как во время работы над "Царем Царей" к нему вернулась почти забытая drinking problem. Врачи предупреждают - нельзя пить в одиночестве. Но Уорнер по условиям контракта только в одиночестве это делать и мог.

Фильмов об Иисусе снимается немного. Поэтому почти каждый из сыгравших его актеров на долгое время становился "тем самым Иисусом" целого поколения. Поклонник написал Генри Уорнеру: "Каждый раз, когда я думаю о Господе, я вижу перед собой ваше лицо".

Вот это лицо. А рядом Уорнер сам по себе.



                     


Похожая история случилась с Максом фон Сюдовым, когда он играл Иисуса в "Величайшей истории, когда либо рассказанной" (1965). Он жаловался, что во время съемок, которые продолжались целый год, начал чувствовать, что люди как будто и в жизни начали ожидать от него какого-то особого поведения. Даже друзья общались с ним немного отстраненно. Он признался, что ему понадобилось целых 8 месяцев, чтобы окончательно "вернуться в себя".

                         

Пьер Паоло Пазолини, готовясь к съемкам "Евангелия от Матфея" (1964) встретил своего Иисуса на улице. Им оказался испанский студент Энрике Ирадзоки. Пазолини вообще предпочитал непрофессиональных актеров, а уж в "Евангелии" даже собственную маму снял в роли Богоматери. Режиссерские указания он ей тоже давал специфические: "Плачь, как если бы ты хоронила меня".

А вот Пазолини наставляет Ирадзоки. Словно бы говорит ему: " Энрике, ты все делаешь как-то вот так, а надо как-то вот эдак, capito?"

  

"Давай, может, покрывало иным манером накинем?"
 

Пусть мой ироничный тон никого не вводит в заблуждение. Фильм получился великолепный. Правда, Энрике Ирадзоки больше никогда ничего не играл.
*  *  *
Следующим, так сказать, "безоговорочным" Иисусом стал, причем на длительное время, английский актер Роберт Пауэлл, сыгравший у Дзефирелли в "Иисусе из Назарета". Созданный им образ часто встречается даже в наши дни на открытках и ковриках. Он был настолько хорош, что Ватикан даже предлагал ему деньги за то, чтобы он больше никогда не снимался в кино. Пауэлл отверг предложение.
             

Интересно, что этот образ Иисуса - в основном заслуга гримеров и оператора. В жизни у Пауэлла короткие кудрявые волосы и не такие пронзительные голубые глаза. Это эффект специального освещения.

А вот, кстати, и гример за работой:)


Сьемки "Иисуса из Назарета" стали событием. На них то и дело приезжали знаменитости и почетные гости.
Например Грейс Келли.


Но все-таки нельзя было превращать площадку в проходной двор. В прессу попала шокирующая фотография. Распятый на кресте Пауэлл смачно затягивается поднесенной ассистентом сигаретой. Вещь в общем-то вполне объяснимая. Сцена распятия - одна из самых сложных. Понятно, что для протагониста больше нет перерывов с перекурами. С креста сойти - дело не простое, да и сам не справишься. Так что виси себе, пока меняют свет или перезаряжают камеру. А курить-то хочется, живой ведь человек:)

Но публика легко простила этот конфуз, как только увидела фильм. А Роберт Пауэлл успешно продолжил свою карьеру и потом кого только не играл. Правда, еще в прошлом году он рассказывал, что случилось ему оказаться на Пасху в Греции, так даже спустя столько лет узнали и не давали прохода.

Франко Дзефирелли показывает Пауэллу, как правильно держать свиток Торы.


Тед Нили опоздал на кастинг фильма "Иисус Христос Суперзвезда". А роль получить ему очень хотелось. Поэтому он приехал на машине в отель к режиссеру Норману Джиусону при полном параде: в костюме и гриме Иисуса. Джуисон был впечатлен и Нила на роль утвердили. А на съемках он еще и с будущей женой познакомился. Она была одной из рабынь царя Ирода:)
              

На премьере его мама была так поражена сценой бичевания, что даже вышла из зала. Потом, объясняя свое поведение, она сказала что-то вроде: "Понимаете, я моего мальчика никогда не била".

Вспомним здесь Пазолини и те инструкции, которые он давал своей маме на съемках "Евангелия от Матфея":)


Видимо хорошо помня историю со скандальной фотографией Пауэлла, Мартин Скорсезе категорически запретил всем своим актерам курить на площадке. Хотя в случае с "Последним искушением Христа" эта мера быра равносильна переставлению мебели на тонущем "Титанике". Такого шквала проклятий и протестов не вызывал ни один фильм о жизни Иисуса, хотя я, честно говоря, до сих пор не понимаю, почему. Но это - отдельная тема для разговора. После весьма мучительного кастинга Иисусом у Скорсезе стал Уиллем Дэфо.
             

Над взглядом Дефо тоже изрядно трудились гримеры: капали ему капли какие-то, расширяющие зрачок, и до того докапались, что он на 3 дня ослеп. Потом к счастью зрение восстановилось. Сейчас Дефо говорит, что только удивительная внутренняя наглость заставила его в 1988-м полагать, что он справится с ролью Иисуса. Тем не менее, он справился и притом блестяще.

Любопытно, что в творческой биографии Дэфо - максимальное количество смертей на экране. Кем он только не умирал! При этом - никаких личных невзгод и неприятностей. Опровергает однако миф о том, что играть смерть опасно.

Скорсезе объясняет актерам, что работать надо быстро, потому что у фильма маленький бюджет.


" У тебя здесь простейшая реплика: "Лазарь, иди вон". А ты что сказал?"


И все равно курить не дам!


У Уиллема Дефо всегда была слава актера специфического и избирательного, поэтому роль в "Последнем искушении" легла в его послужной список на удивление гармонично. А вот когда Мел Гибсон предложил роль Иисуса в своем фильме "Страсти Христовы" Джиму Кавизелу, он напрямую спросил у актера: "Ты ведь понимаешь, что после этого ты в этом городе больше работать не сможешь?"

Гибсон полагал, что фильм вызовет скандал, но перещеголять Скорсезе ему все-таки не удалось.

Джим Кавизел играет Иисуса в довольно сложном гриме. У него накладной нос и темные контактные линзы. В жизни у него голубые глаза. Вот ведь как меняются вкусы!:)
          

В знаменитой сцене бичевания Кавизелу все-таки умудрились влепить по-настоящему, причем так, что на его плече остался пожизненный шрам. А потом его не взяли сниматься в "Возвращение супермена". Сказали, мол, неловко как-то. Только что был Иисус, и вдруг - на тебе. Супермен. В общем, определенные трудности в карьере у молодого актера возникли. Зато, посмотрев "Страсти", папа Иоанн Павел II пробормотал: "Все так и было".

Гибсон объясняет Кавизелу, в чем зерно его роли.


Говорят, что после скандалов, связанных с работами Скорсезе и Гибсона, в Голливуде существует негласное табу на разработку фильмов о жизни Спасителя. Кому-то такое решение понравится, кому-то, как мне, не очень. Но в любом случае в ближайшие годы нам врядли предстоить увидеть что-то новое в этом жанре. Так что будем пересматривать старое и много думать.

P.S. На российском кинонебосклоне в роли Иисуса засветился Безруков. Но, надеюсь, никто не огорчится, если о нем я ничего писать не буду?
Tags: Кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments