Тася (anastgal) wrote,
Тася
anastgal

Category:

Легенды разных народов о снежном барсе

Оригинал взят у zoosovet в Легенды о снежном барсе

Гуляем по Московскому зоопарку под отголоски легенд об этом замечательном животном.
В Тибете сильны верования, что святые могут превращаться в снежного барса.
В тюрко-монгольском «зверином» календаре с 12-летним циклом вместо года Тигра был год Барса. По народным приметам, особенно удачным считался именно этот год. «В год Барса все сей, хотя бы просо сей», «Год Барса - богатство» - предсказывали народные приметы.


В Непале убийство снежного барса считается большим грехом, чем его добычи (например, голубого барана), потому что все грехи, которые барс совершил во время своей жизни, убивая жертв, затем будут переданы охотнику.


Жители провинции Ладакх в Северной Индии считают, что снежный барс и сухопутное и околоводное животное.


У вахов – этноса, проживающего в горах северной части Пакистана, Китая, Таджикистана и Афганистана существует верование в горных духов «Пери» - женщин, превращающихся в снежных барсов, которые при должном обращении и уважении помогают местным жителям.


Одним из образов сакско-скифского звериного стиля являлся снежный барс, как закономерное выражение мировоззрения кочевых племен, особая знаковая система для выражения идеологии кочевников. Барс в мифологических представлениях был защитником справедливости: «Он, как высший судия, взирал на происходящее с божественной высоты».


Согласно древнему кыргызскому эпосу «Манас», родовая кыргызская знать - Беги вела свою родословную от мифических предков - барсов: «Я убил семь волков. Я не убивал барсов и ланей», - писали в могильных эпитафиях древние кыргызы.


По преданию, когда был заложен город Самарканд, с Зеравшанских гор спустился барс - палянг. Он побродил вокруг стен, одобрил постройку и удалился обратно в горы. С тех пор жителей Самарканда стали называть барсами. На их штандартах и гербах изображался барс.


Тувинцы издревле почитали и уважали «хозяина гор» - ирбиша (ирбиса), наделяя его сверхъестественными способностями. Образ снежного барса встречается в эпосах и сказаниях тувинского народа, сказках и песнях, изображения ирбиса в виде украшений найдены в знаменитых древних курганах. 


Изображения ирбиса зачастую сопровождались сценами его охоты, что подтверждало статус «царя зверей» тувинских высокогорий. До сих пор люди Тувы верят, что встреча с ирбишом - это предзнаменование какого-либо важного события, которое сыграет в жизни человека или жизни его рода особую роль. 


Нападения ирбиша на скот также расценивалось чабанами как наказание свыше за нарушение древних законов существования в гармонии с природой. Жители отдалённого нагорья Сенгелен на юго-востоке Тувы по сей день отождествляют ирбиша с духом гор и опасаются убивать этого зверя, способного и после своей смерти мстить убийце, истребляя его скот и род.

Старинная хакасская легенда гласит, будто однажды от змея родился человек «в рубашке», или с «волчьей шерстью», что было доброй приметой. Он, когда требовалось, принимал облик волка, превращался в барса, медведя или в любое другое животное. Ударится о землю - и уже иной... Отсюда у алтайских родов появился дух-покровитель. Чаще всего это были барс, змей, птица или волк, которые оберегали род.

Еще в VII веке предки казанских татар - волжские булгары - считали крылатого барса символом богатства, плодородия, благородства и покровителем их государства. Барс считался священным животным, поэтому он изображался со знаком святости - крыльями.



А вы слышали как разговаривает снежный барс? Послушайте - ррррр и мяу

Кстати, первый ирбис в Московском зоопарке появился в 1901 году. Он был пожертвован «Почётным Попечителем Зоологического Сада» К. К. Ушаковым.
Tags: Животные, Кошки, Фауна, Фотографии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments