Тася (anastgal) wrote,
Тася
anastgal

Category:

Кошки в экслибрисах

"Не секрет, что многие настоящие любители книг (не литературы, отдельно от ее физического воплощения, но и не стопки переплетенной бумаги, не одухотворенной литературой) любят кошек/котов. У них много общего… Покой, тишина, диван, уединение… Потрогать лапой/рукой обложку и страницы, потереться о корешок, иногда, даже лизнуть, обнюхать… И все для того, что бы ощутить (физически) аромат времени (бумага, кожа и т.д.) и замысел автора".
Вот, как возвышенно сказано... С любовью. К кошкам и книгам - это по мне! :))





   

   

 
Коллекция с сайта www.tvoyapechat.ru
+
От Аркадия Пугачевского

Для справки:

Что такое экслибрис?

Экслибрис (от лат. ex libris – из книг) — небольшая художественно оформленная этикетка, указывающая на принадлеж­ность книги определенному лицу или биб­лиотеке. Обычно экслибрис наклеивался на внутреннюю сторону верхней крышки пе­реплета.
Все экслибрисы являются памятниками своего времени, и их изучение очень важ­но. Оно позволяет проследить судьбу част­ных библиотек, выяснить их состав и мес­то в культуре России.
Родина экслибриса — Германия. Авто­ром одного из первых экслибрисов был ве­ликий художник Альбрехт Дюрер. Наибо­лее распространенным сюжетом первых экслибрисов был герб владельца библиоте­ки.
Первый русский экслибрис, рисованный от руки, принадлежит игумену соловецкой библиотеки Досифею. Он незамысловат: большая буква С, внутри которой размеще­на надпись: «Священноинок Досифей». В то время бибиотек было мало, и для разви­тия экслибриса не было предпосылок.
Печатный книжный знак появился в России только в начале XVIII века. Сначала он тоже был гербовым, но вскоре появились и сюжетные экслибрисы. Рисунок и короткий девиз характеризова­ли интересы владельца билиотеки.
Бурный рост книгоиздательской дея­тельности, книжная торговля с европей­скими странами привели к созданию боль­шого числа личных библиотек. Очень крупные по тому времени, хорошо подо­бранные книжные собрания имели спод­вижники Петра I: Д.М. Голицын, Я.В. Брюс, А.А. Матвеев. Это были просве­щенные деятели Петровской эпохи. Имен­но на их книгах появились первые в Рос­сии печатные экслибрисы – миниатюрные гравюры по дереву.
Библиотека князя Дмитрия Михайлови­ча Голицына (1665-1737) – действительно­го члена Верховного тайного совета – была в то время самой крупной и насчитывала около 6000 томов. Хранилась она в его родовой усадьбе – знаменитом подмосковном селе Архангельское. На книгах его собра­ния шрифтовой экслибрис на латинском языке: «Ex Bibliotheca Archangellina» – «Из библиотеки Архангельского». Этот знак выполнен в начале XVIII века.
Граф Яков Вилимович Брюс (1670-1735) — генерал-фельдмаршал, сенатор, Берг и мануфактур-коллегии президент, участник походов, устроитель Навигацкой школы в Москве, один из создателей российской ар­тиллерии – был сыном выходца из Шот­ландии, родился в Москве, получил прекрасное образование, состоял ученым сек­ретарем у Петра Великого. В Полтавском сражении командовал артиллерией и был удостоен ордена Андрея Первозванного. За выдающиеся заслуги ему был пожалован графский титул, и на гравированном книжном знаке изображен герб, окружен­ный цепью ордена Андрея Первозванного, на которой читаем слова; «За веру и вер­ность».
Библиотека Я. Брюса состояла из 1500 томов и имела энциклопедический харак­тер. В ее составе книги по естественным наукам, военному искусству, философии, истории, медицине. По завещанию вся биб­лиотека в 1785 году поступила в Акаде­мию наук в Петербурге, и на книгах был наклеен первый в России гравированный книжный знак, представляющий сложную геральдическую композицию, свойствен­ную большинству гербовых экслибрисов XVIII века.
Именно в это время наступил расцвет книгособирательства в России. Всей Европе известны превосходные книжные коллек­ции российских библиофилов — А.К. Разу­мовского, Ф.Г. Голицына, Н.П. Бутурлина, Н.П. Румянцева и др. Собирательство книг считали важнейшим патриотическим де­лом. Граф Румянцев, например, завещал свою огромную библиотеку (около 300000 томов и более 700 рукописей) народу «на пользу Отечества и благое просвещение». Она составила основу книжного фонда зна­менитой Румянцевской Публичной библио­теки.
В XIX веке на смену гербовым книж­ным знакам приходят вензеля, шрифтовые ярлыки и штемпели.
Вензелевый экслибрис (от польск. «Wezel» - «узел») представляет собой пере­плетенные начальные буквы имени и фа­милии владельца. Таков, например, знак князя Виктора Николаевича Гагарина (1844-1912), в котором инициалы владель­ца переплетены в довольно сложный орна­мент, увенчанный княжеский короной.
Изменение социального состава вла­дельцев библиотек способствовало появле­нию большого количества шрифтовых книжных знаков. На них указывалось лишь имя, отчество и фамилия владельца, иногда даже без слов «Ex libris». Такими экслибрисами помечены книги в библиоте­ках писателей Н.С. Лескова, А.П. Чехова, графа А.К. Толстого и др. Лев Николаевич Толстой имел скромный знак в виде коль­ца с текстом «Библиотека Ясной Поляны». На книгах из собрания В.Я. Брюсова - от­тиск штемпеля «Валерий Брюсовъ».
Самый распространенный вид книжных знаков — сюжетный экслибрис. На нем изо­бражаются бытовые и жанровые сценки, элементы архитектурных сооружений, внутренний вид библиотек, отдельные кни­ги и предметы.
Первым русским сюжетным экслибри­сом стал книжный знак, созданный более 200 лет назад известным художником-гра­вером того времени Г.И. Скородумовым (1755-1792) для библиотеки государствен­ного канцлера России Александра Андрее­вича Безбородко (1747-1799). На нем изображено дерево, перевитое гирляндой цветов, а в центре композиции гравирован красивым шрифтом текст с ти­тулом и фамилией владельца.
Более ста лет назад сюжетному экслиб­рису художники уделяли мало внимания. Но на рубеже XIX-XX веков над ним ста­ли работать художники, объединившиеся вокруг журнала «Мир искусства» — А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере, Д.И. Митрохин, Г.И. Нарбут, К.А. Сомов, СВ. Чехонин и другие. Они создали множество высокохудожественных сюжетных экслибрисов.
В 20-е годы были созданы изумитель­ные экслибрисы в гравюрах на дереве В.А. Фаворского, А.И. Кравченко, Н.И. Пискарева, Н.П. Дмитровского. В конце 50-х – начале 60-х гг. появились экс­либрисы известнейших ксилографов совре­менности: Н. Калиты, А. Калашникова, Д. Бисти.
Но сколько же всего создано экслибри­сов за всю историю их развития? В мире известно около миллиона книжных зна­ков. Более ста тысяч из них создано в Рос­сии.

источник: potomy.ru
Tags: Живопись, Книги, Кошки, Рисованные кошки, экслибрис
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments