Тася (anastgal) wrote,
Тася
anastgal

Categories:

Время так быстротечно... Символы времени и жизни в искусстве

Ванитас/ Vanitas — «суета, тщеславие» — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий ...
Термин восходит к библейскому стиху (Еккл.1:2) Vanitas vanitatum et omnia vanitas
«Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!».
Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений

COLLIER, Edwart Vanitas Still-Life 1705
 (700x545, 70Kb)

UTRECHT, Adriaen van Vanitas Still-Life with a Bouquet and a Skull 1642
 (700x546, 50Kb)

CLAESZ., Pieter Vanitas with Violin and Glass Ball 1628
 (698x413, 44Kb)

BAILLY, David Self-Portrait with Vanitas Symbols 1651

 (699x510, 55Kb)
Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.

RENARD DE SAINT-ANDRÉ, Simon Vanitas

 (690x699, 195Kb)

VINNE, Vincent I Laurensz. van der Vanitas with a Royal Crown after 1649
 (589x698, 136Kb)

PEREDA, Antonio de Vanitas
 (699x568, 59Kb)
Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние.Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.

COLLIER, Edwart Vanitas Still-Life
 (700x672, 92Kb)
Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.

RENARD DE SAINT-ANDRÉ, Simon Vanitas Still-Life

 (578x698, 43Kb)
Морские раковины, иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености.

MIGNON, Abraham The Nature as a Symbol of Vanitas 1665-79
 (699x564, 49Kb)

STEENWIJCK, Harmen Vanitas Still-Life 1640
 (699x551, 36Kb)
Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.

ROESTRAETEN, Pieter Gerritsz van Vanitas Still-Life
 (574x699, 50Kb)
Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».

BRUYN, Barthel Vanitas Still-Life
 (580x699, 45Kb)

CLAESZ, Pieter Vanitas Still-Life 1630
 (700x508, 50Kb)
Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.

COLLIER, Edwart Self-Portrait with a Vanitas Still- Life 1684
 (700x669, 209Kb)

COLLIER, Edwart Vanitas Still-Life 1697
 (605x699, 137Kb)

BOEL, Pieter Large Vanitas Still-Life 1663
 (700x551, 201Kb)
Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.

Францискус Гейсбрехтс, 2-я пол. XVII в

 (699x596, 105Kb)
Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри нее. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.

HALS, Frans Young Man with a Skull (Vanitas) 1626-28

 (700x671, 175Kb)
Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.

HEEM, Cornelis de Vanitas Still-Life with Musical Instruments after 1661

 (700x640, 93Kb)
Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.Песочные и механические часы — быстротечность времени.Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.

RENARD DE SAINT-ANDRÉ, Simon Vanitas Still-Life
 (699x558, 72Kb)

RENARD DE SAINT-ANDRÉ, Simon Vanitas Still-Life
 (700x666, 156Kb)
Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук.Глобус, как земли, так и звездного неба.Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.

RIBERA, Jusepe de The Penitent Magdalen or Vanitas 1609-11
 (555x699, 29Kb)
Красные сургучные печати.Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.

TRECK, Jan Jansz. Vanitas Still-Life 1648
 (700x661, 99Kb)
Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.

Юриан ван Стрек, ок. 1670
 (581x686, 127Kb)

ROESTRAETEN, Pieter Gerritsz van Vanitas Still-Life
 (699x586, 54Kb)
Очень редко натюрморты этого жанра включают человеческие фигуры, иногда скелет — персонификацию смерти. Объекты часто изображаются в беспорядке, символизируя ниспровержение достижений, которые они обозначают
АРТ АРТель, Оригинал записи целиком в дневнике АРТ_АРТель
Tags: Живопись, Натюрморт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Recent Posts from This Journal