
Техника гризайль широко распространена в декоративном и прикладном искусстве: набивке (печатании рисунков) тканей и обоев, росписи фаянса. Рисунок углем или сангиной повторяет этот вид живописи.
Разница лишь в цвете: изображение углем черно-белое, сангиной — красно-коричневое, а гризайль — это обычно серый или синий цвет. Гризайль часто применяется в гравюре.
Рисунок на медной пластине, выполненный синей краской, заполняющей вытравленные заранее углубления, называется лавис. Этот прием используется для передачи объемности формы.

«Фрагмент росписи на фасаде старинного дома.(3)» Из альбома Орвието. Умбрия.

«Фрагмент росписи на фасаде старинного дома.(3)» Из альбома Орвието. Умбрия.

«Фасад жилого дома (2).» Из альбома Орвието. Умбрия.

«!!!» Из альбома

«Роспись свода в Миловиде» Из альбома Царицыно. На следующий день после официального открытия
Музей-заповедник "Царицыно"
Роспись цилиндра ложного свода кессонов в технике гризайль в павильоне "Миловида" ...
В архитектуре кессоны (фр. caisson — ящик) — кассеты, квадратные или многоугольные декоративные углубления в потолочном своде или на внутренней поверхности арки.
Кессонированные перекрытия иногда делались из дерева и часто использовались для оформления интерьеров ренессансных дворцов. В Италии в период Ренессанса художники расписывали кессоны сюжетами, как правило, на мифологические темы.

«Над головой не лепка, это гризайль» Из альбома Переяслав-Хмельн
Гризайль применяется с 17 в., широко распространена в росписях интерьеров классицизма, главным образом как имитация скульптурного рельефа (дворцы городов Пушкина, Павловска, актовый зал старого здания Московского университета, московские дворцы 18 в. в Останкине, Кускове и др.). Гризайль называют и росписи одноцветной эмалью (серой, коричневой, розовой) с прорисовкой в которых также достигается эффект рельефности изображения.

«Фрагмент плафона» Из альбома Петровский дворец

«Плафон купола» Из альбома Петровский дворец

«Стрельчатые окна» Из альбома Петровский дворец
Центр главного здания образовывает круглый зал, увенчанный великолепным куполом высотой 16 м. В его барабане сделаны стрельчатые окна, придающие залу зрительное ощущение наполненности светом.
Сейчас купол дополнительно подсвечен каймой из электрических свечей.

«Роспись потолка в технике "гризайль"» Из альбома Ватикан

«Ватикан. Плафон галереи. "Гризайль"» Из альбома Рим, Флоренция, Неаполь

«Елагиноостровский дворец. Туалетная» Из альбома Елагиноостровски
Декоративную роспись потолка и фриза в технике гризайль исполнил художник Дж.-Б.Скотти. Падуги украшают четыре сюжета - игры амуров, символизирующие разные виды искусств, и арабески с камеями.

«Иероним Босх (ок. 1460 -1516) Cцены Страстей Христовых» Обратная сторона картины "Cвятой Иоанн Богослов на Патмосе"
1504-05гг., дерево, гризайль, Берлин-Далем, Государственные музеи, Германия

«Берёзовый домик,Плафон» Из альбома Гатчинский дворец и парк
Плафон "Зефиры" написан масляными красками по холсту.Сердцевину его окружает роспись в стиле "гризайль",имитирующая лепнину.Благодаря этому плафону, небольшие размеры Берёзового домика явно увеличиваются в высоту и даже в пасмурный день плафон лучится солнечным светом.

«Роспись Таврического дворца в технике Гризайль.» Из альбома Музеи

Таврический дворец, Из альбома Музеи

Таврический дворец, Из альбома Музеи

«Роспись Таврического дворца в технике Гризайль.»

«Роспись Таврического дворца в технике Гризайль.»

«Таврический дворец. Живопись в стиле "гризайль".»

Андреа дель Сарто
Андреа дель Сарто
Иероним Босх(ок. 1460 -1516)Христос, несущий крест 1505-06 гг., дерево, гризайль
Национальный музей древнего искусства, Лиссабон, Португалия
Иероним Босх
Иероним Босх
Курт Веннер
Валерия Кравчук Натюрморт гризайль, http://www.artvaleri.ru/work/1/
Mantegna Andrea "Judith with the head of Holofernes"
Каталония, фрагмент церковной росписи, http://art.polisma.ru/Catholic/Chatol9.htm
Андреа Мантенья Самсон и Далила 1495 г.
The three Magi before Herod, France, early 15th century