?

Log in

No account? Create an account

<<<<<<<Предыдущий пост | Следующий пост>>>>>>>

В продолжение поста "Боги войны. Страшные боги, громом пугающие, молниями убивающие"

Индуистская мифология

* Дурга
Ду́рга (санскр. दुर्ग) — «труднодоступная» — имя супруги Шивы в одной из её грозных ипостасей. Почитание Дурги первоначально было свойственно неарийским племенам, позднее, она была включена в индуистский пантеон как одно из воплощений Парвати в процессе адаптации индуизмом народных верований, в частности культа Великой богини-матери, олицетворения созидательных и разрушительных сил природы.

Сражение Дурги и Махиши, начало 18 в., автор неизвестен

В шиваизме и тантризме рассматривается как шакти Шивы — манифестация его творческой энергии.
В мифах Дурга выступает как богиня-воительница, сражающаяся с демонами, защитница богов и мирового порядка. Один из самых известных её подвигов — уничтожение в поединке демона Махиши, низвергнувшего богов с небес на землю и который не мог быть побеждён ни мужем, ни животным. По преданию живёт в горах Виндхья в окружении восьми помощниц-йогинь.

В индуистской иконографии обычно изображается в виде десятирукой женщины, восседающей на льве или тигре. В руках она держит оружие, а также атрибуты различных богов — трезубец Шивы, диск Вишну, лук Ваю, ваджру Индры и др.

Богиня Дурга, убивающая Махишу Манди 1750 — 1760 гг.

Каждый из богов даровал Дурге какое-либо оружие. Поэтому Дургу призывают как для защиты, так и для разрушения всего, что мешает дальнейшему развитию.

Мантры, посвященные богине Дурге, не столько уничтожают отрицательные силы в прямом смысле, сколько преобразуют, трансформируют их. Дурга приносит победы над преградами, болями и страданиями.
Источники: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0, http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/54649, http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/%D0%94%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0
* Индра — предводитель богов.

Индра, в индийской мифологии бог грома, молнии и войны, глава богов, позднее — локапала. В правой руке бог обычно держал молнию, которой разил врагов или возрождал погибших в бою; он мчался по небу в колеснице, нередко отождествляемой с солнцем. Индра был рожден от неба и земли, которые разделил навечно.

"Бог Индра", Снято в Сарнатхе, Владимир Павлов, http://foto.india.ru/all/more.html?RecordID=998&search=

Бросив вызов старому порядку, он стал ведущим божеством, более главным по сравнению с ведийским богом Варуной. Он известен как губитель демонов, вел богов против асуров. Убийца змея Вритры, Индра сокрушил его пенной палицей, ваджрой, победив, таким образом, хаос, освободив воды, сотворив жизнь и солнце. Индру почитали также как бога дождя. Как источник света и воды, он вобрал многие функции Варуны, став богом плодородия и творцом.


Притча о боге Индре
Испытания усиливают убежденность

Прахлада был не только преданным Господа Нараяны, но и в высшей степени праведным царём. Он отличался невиданной щедростью и никогда не говорил “нет” тем, кто приходил к нему с просьбой о благодеянии или помощи.

Однажды бог Индра, вознамерившись испытать Прахладу, явился к нему в образе брахмана. Прахлада, оказав почести гостю, спросил: “Что привело тебя ко мне? Могу ли я чем-то порадовать тебя?” Брахман ответил: “О царь! Я хочу, чтобы ты отдал мне в дар свою волю (шилу)”. Прахлада сказал: “Да будет так. Твоё желание исполнено. Я отдаю тебе свою волю”. Брахман покинул царский двор. Не успел он скрыться из виду, как из ворот дворца вышел красивый юноша. Царь спросил его: “Позволь узнать, кто ты такой?” Юноша ответил: “Я – Слава. Поскольку Воля, шила, ушла от тебя, я не могу оставаться с тобой”. Прахлада дал Славе позволение покинуть дворец.

Через несколько секунд царь увидел ещё одного красивого юношу, выходящего за ворота. Прахлада спросил: “Позволь узнать твоё имя?” Юноша ответил: “Я – Доблесть. Как я могу остаться с тобой, если ушли Воля и Слава? Поэтому я тоже ухожу”. Прахлада разрешил уйти и ему. Вскоре он увидел прекрасную женщину, спешно покидающую дворец. Прахлада спросил её: “Мать, позволь узнать, кто ты?” – “Я – Раджьялакшми, богиня процветания, хранящая это царство, – ответила та. – Я не могу жить здесь без Воли, Славы и Доблести. Поэтому я ухожу в другое место”. Прахлада и ей позволил уйти. Потом он увидел женщину, уходящую прочь со слезами на глазах. Прахлада поспешил к ней и спросил: “Мать, скажи, кто ты?” Она ответила: “Я – Дхармадевата, богиня дхармы. Мне нет места там, откуда ушли Воля, Слава и Доблесть. Даже Раджьялакшми покинула тебя”. Прахлада упал ей в ноги и сказал: “Мать, я могу жить без воли, славы, доблести и богатства, но без тебя жить не могу. Как я могу отпустить тебя? Долг царя – охранять закон и праведность, дхарму. Дхарма – единственная опора всему миру. Прошу, останься со мной. Не покидай меня”. Дхармадевата согласилась остаться во дворце. В тот же миг вернулись и все остальные. Они сказали: “Мы не можем существовать без Дхармадеваты. Позволь нам остаться с тобой”.

Бог Индра испытывал Прахладу только для того, чтобы показать миру его величие, покоящееся на верности дхарме.

*** Прахлада – персонаж Пуран, легендарный царь, преданный Вишну, сын царя демонов Хираньякашипу.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0, http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/7/72/1008012.htm, http://myfhology.narod.ru/gods/indiy/indra.html

* Сканда — шестиголовый бог войны.
СКАНДА (санскр. — "Излитый"), в индуистской мифологии шестиголовый бог войны (перенявший в значительной мере эту функцию у Индры), предводитель войска богов. Сканда, элементы прототипов которого восходят, по мнению некоторых ученых, еще к протоиндийской цивилизации, включается в основной пантеон сравнительно поздно, не позднее рубежа новой эры, но сразу занимает в нем почетное место.

Существуют две версии его происхождения. По одной из них, он стал сыном бога огня Агни и богини жертвенного возлияния Свахи. Во время их брачного соединения Сваха принимала облик жен шести мудрецов-риши, и так объясняется рождение Сканды с шестью головами и двенадцатью руками и ногами (Махабхарата).

По другому мифу, значительно более популярному, Сканда родился сыном Шивы и Парвати ради уничтожения могучего асуры Тараки на одном из витков безначальной войны богов и демонов: по речению Брахмы, того никто не мог убить, кроме сына Шивы. При зачатии Сканды семя Шивы упало в огонь, но Агни не смог его удержать (здесь явно содержится "полемика" с первым из изложенных мифов), бросил в воды великой реки Ганг, которая, в свою очередь, отнесла ее Химавату (персонификация Гималаев), где младенца воспитали шесть звезд Плеяды Криттик. Вынужденный принимать молоко от каждой из своих шести кормилиц, младенец отрастил себе шесть голов и, по их имени, приобрел прозвище Картиккея (Махабхарата).

Выросший Сканда выполнил свое предназначение, убив Тараку и уничтожив полчище демонов. Этому сюжету посвящена поэма Калидасы Кумарасамбхава (Рождение бога войны): в качестве юноши (кумара) Сканда-Картиккея фигурирует во всех мифах. Сканда представлен преимущественно аскетом, иногда ему дается в жены "амазонка" Дэвасена (букв. "Божественное войско"). Как и у других индуистских богов, у Сканды свое ездовое животное (вахана) — павлин, его устойчивые атрибуты — копье, лук, стрелы, а также петух, изображенный на его знамени.

Культ Сканды наиболее популярен в Южной Индии, где Сканда отождествляется с местным дравидским богом Муруганом. Социальная роль его неоднозначна: с одной стороны, его устойчивым эпитетом-именем является Субрахманья ("Благой к брахманам"), с другой — он считается покровителем воров.
источник: http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/e/e2/1008024.htm, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0

* Кали
Кали ("черная"), в индуистской мифологии одна из грозных ипостасей великой богини-матери Деви, или Дурги, жены Шивы, олицетворение смерти и разрушения.

Она появилась на свет из черного от гнева лба Дурги: с кроваво-красными глазами, четырехрукая; из раскрытого рта свисал язык, обагренный кровью жертв; нагота ее была прикрыта лить кушаком из отрубленных вражеских голов или рук, ожерельем из черепов и тигровой шкурой.

Неистовая Кали после победы над чудовищным Рактабиджей, Минитюра XVIII век

Подобно Шиве, Кали имела третий глаз во лбу. В одной руке она держала оружие, в другой — отрубленную голову Рактабиджи, две руки подняты для благословения. Последователи Кали считали ее любящей богиней-матерью, способной уничтожить смерть и демонов.
  
Один из мифов повествует о том, как чудовище Рактабиджа угрожало миру. Из каждой капли крови, сочившейся из его ран, рождалось 1000 демонов. По просьбе богов Кали выпила кровь Рактабиджи, затем проглотила его самого. Празднуя победу, она пустилась в пляс. Ее движения становились все более порывистыми, все вокруг сотрясалось, и миру грозило разрушение.

Боги умоляли Шиву остановить неистовый танец богини, но даже ему не удалось успокоить ее. Тогд Шива лег на землю перед Кали, и она, продолжая танцевать, попирала его, пока не осознала происходящего и не прекратила танец. Город Калькутта назван в честь богини; его название означает "шаги Кали".
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B8, http://tm-sekta.narod.ru/kali.htm, http://godsbay.ru/orient/kali.html

* Парашурама (Парашюрам) — бог-воин.
Парашура́ма (санскр. परशुराम, paraśurāma?, буквально «Рама с топором») — шестая дашаватара Вишну. Вишну пришёл как Парашурама с целью избавить варну брахманов от тирании кшатриев. Пятый сын Ренуки и Джамадагни, учитель Бхишмы, Дроны и Карны.

Парашурама уклонился от Битвы на Курукшетре. Не желая выполнять чужую волю, он, будучи аватарой Вишну, предался аскезе и в награду получил от Шивы топор, который не давал ничьей воле доступ в его сознание. После этого он и стал Парашурамой — «Рамой-с-Топором», и истребил всех кшатриев.

«Вишну-пурана» подробно описывает историю Парашурамы. Парашурама был сыном Ренуки и Джамадагни. Некогда царь, именуемый Картавирья, во время охоты посетил хижину отшельника Джамадагни. Джамадагни щедро угостил царскую свиту с помощью своей коровы Сабалы, которая могла выполнить любое желание.

Царь, восхищенный чудесными качествами коровы, попросил мудреца отдать ему чудесное животное. Мудрец ответил Катавирье отказом, и тогда сын царя убил Джамадагни. Во время возвращения царя с охоты Парашурама узнал о случившемся и придя в ярость от совершенного святотаства, погнался за Картавирьей, настиг его и убил в бою. После этого Парашурама поклялся отомстить варне кшатриев и уничтожил всех кшатриев на земле 21 раз. Совершив все эти убийства, он выполнил искупительные ритуалы, отдал мудрецу Кашьяпе завоёванные земли и удалился в горы, предавшись покаянию на горе Махендра.


Парашурама и Рама

После истребления кшатриев Парашурама взялся за оружие лишь единожды для укрепления своей веры. Когда караван Дашаратхи выезжал из Митхилы, поднялся сильный ветер и на встречу новобрачному Раме явился Парашурама, усомнившийся в божественной природе Рамы. Тот предложил Раме божественный лук Вишну, — лук близнец лука Шивы и решивший, что первый лук состарился и стал ломким. Но приблизившись к Раме, поверил в него и подарил ему этот великий лук как своё приношение богу Вишну. С этим луком Рама и отправился на остров Ланку, и подарок Парашурамы сильно помог Раме.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%88%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0, http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/375438, http://www.mifinarodov.com/p/parashurama.html





Buy for 200 tokens
***
...

Комментарии

( 9 комментариев — Оставить комментарий )
ann_duglas
13 май, 2010 16:37 (UTC)
Великолепно. И информация, а уж картины!
Тася, а я тебе рассказывала, что была в храмах Дурги, Шивы и Ганеши, когда ездила в Гоа?
anastgal
13 май, 2010 17:47 (UTC)
И фоткала там? *с надеждой*
ann_duglas
13 май, 2010 17:49 (UTC)
Ну да. Только не суди строго:)) Вообще я много про Индию писала, если хочешь, могу ссылку дать на пост с оглавлением, вдруг будет интересно или пригодится.
anastgal
13 май, 2010 17:50 (UTC)
конечно! буду очень благодарна!
zolotayakoshka
13 май, 2010 21:24 (UTC)
Ах, порадовала! :)
anastgal
13 май, 2010 22:33 (UTC)
Как хорошо, что тебе это понравилось! ))
Они - индуистские боги - оказались не такими уж и страшными - симпатиные даже.:)))))
tia_ramona
14 май, 2010 08:04 (UTC)
Эх, мне бы хоть парочку лишних рук, только чтобы управлялись независимо от основной пары - вот бы я развернулась по хозяйству!
( 9 комментариев — Оставить комментарий )

Полезности







Чтоб мы так жили!
Блог обо всём на свете!


добавить на Яндекс

-------
Follow anastgal on Twitter






В ПОМОЩЬ
Помощь блогеру

Галерея фонов, рамки и клипарт на сайте Lenagold


МОЁ ЛИТНАСЛЕДИЕ





СТАТИСТИКА
Анализ сайта Яндекс цитирования





cy-pr.com - сервис проверки доменов



Карта Блоггеров


Генератор дизайнов для ЖЖ

Метки

Разработано LiveJournal.com